ВАДЖРАЯНА (тантраяна) / VAJRAYANA (Tantrayana)

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov


Цзонхава. Бурятская скульптура нач. XIX в. (www.rgo-sib.ru)

ВАДЖРАЯНА (тантраяна): "Алмазная колесница" - эзотерическое течение в буддизме махаяны, появившееся около V в. н.э., возводящее себя к сокровенному учению Будды и других будд, бодхисаттв и йогинов. Особые писания ваджраяны - тантры, например, Калачакра Тантра. Их основное учение об Ади-Будде, что значит Будде Изначальном, бывшем прежде всего, единстве всех будд и бодхисаттв, составляющих абсолютное тело (дхармакаю) Будды. Для достижения Нирваны в течение одной жизни важны инициации от учителя (ламы). Духовная практика требует концентрации на Иштадэвате (тиб. "Идам") - одном из Будд, богов, бодхисаттв или учителей и самоотождествлении с ним (например, Дхьяни-будды, Авалокитешвара и Тара). Ваджраяна появилась еще в Индии, но получила особую разработку в Тибете, почему часто именуется тибетским буддизмом, где сложились его 4 школы: Ньингма, Сакья, Кагью и Гелугпа. Ньингма (школа "старых переводов") связана с первой волной буддизма в Тибете VIII в. под водительством Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче) без крупных монастырей, через семейные и мирские группы, через переосмысление местной религии бон в форме учения о пустоте). В XI в. возникает школа Сакья с одноименным монастырем, основанном Контаном Кончок Гьялпо, он следовал новым переводам и особо развивал йогу, ее глава получил титул Сакья Тридзин (ответвлением Сакьи, могущее рассматриваться как отдельная школа, является Джонанг, идущая от Кунпанг Чодже Цондру (1243-1313), основателя монастыря "Пунцог Чойлинг", доктрина которой в XVII в. запрещалась Далай-ламой как "индуистская"). Гампопа в XII в. основал монастырь Гампо, дав начало школе Кагью с учением о феноменальности мира и ума и особой преданностью учителю, которая впоследствии разделилась на ряд линий (одна из них - Карма Кагью возглавляется Кармапой). Последняя школа, Гелугпа ("Добродетель") основан Чже Цонкапой (Цзонхавой) в XIV в. в монастыре Ганден, он ввел более строгие монашеские правила и большее внимание уделил не философии, а морали (возглавляет школу Ганден Трипа, принадлежащий к Гелугпа Далай-лама призван покровительствовать всему тибетскому буддизму). Собранием священных писаний на тибетском языке является Ганджур, а преданий - Данджур. Помимо Тибета и Гималаев ваджраяна распространена в Монголии, части России, есть отдельные школы в Китае и Японии. Хотя на раннем этапе Монгольской империи буддизм представляли школы Сакья и Кагью, позднее правители Джунгарии в 1640 г. на общемонгольском съезде приняли Степное Уложение, среди прочего установившее буддизм школы Гелугпа в качестве государственного, вследствие этого калмыки, буряты и тувинцы в основном являются приверженцами именно этой школы, хотя имеются и учителя иных школ (например, Шулуутайский монастырь Бурятии в нач. ХХ в. принадлежал к школе Ньингма).
■ Традиционная буддийская Сангха России (ТБСР) (sangharussia.ru) - объединение бурятских монастырей школы Гелугпа, являющееся продолжателем Центрального духовного управления буддистов СССР и РФ (переименовано в 1997); возглавляется Пандито Хамбо-ламой с резиденцией в Иволгинском дацане (с. Верхняя Иволга, Бурятия), высший орган - Совет (Хурал), в юрисдикции ТБСР Дацан Гунзэчойнэй (1915) в Петербурге; является членом Всемирного братства буддистов; в 1999 в дацане открыт Буддийский университет „Даши Чойнхорлин“ имени Дамба Даржа Заяева с философским, тантрическим, иконографическим и медицинским факультетами;
 "Дже Цонкапа" (geshe.ru) - объединение в составе ТБСР буддистов школы Гелугпа (подчеркивающее свою несектарность) учеников проживающего в России геше (д-ра) Джампа Тинлея, приехавшего в Россию в 1993 как представитель Далай-ламы XIV (в 2004 отказался от монашеских обетов), организовавшего ряд центров (Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, Петербург, Уфа, Элиста, Кызыл, Новосибирск, Литва, Казахстан, Монголия), объединившихся в 2013, центр - Байкальский медитационный центр (с. Заречье Кабанского р-на, Бурятия), тесно сотрудничает с главой буддистов Монголии Богдо-гегена Халха Джецун-Дамба Ринпоче IX;
■ Объединение буддистов Тувы (ОБТ) (dharmatuva.ru) - объединение монастырей и общин школы Гелугпа, возглавляемое Камбы-ламой (титул существовал еще до вхождения Тувы в состав России); организация создана на съезде в 1991 как ЦБРО Управление Камбы-ламы Республики Тыва, переименована в 2010, центр в г. Кызыл;
■ Объединение буддистов Калмыкии (ОБК) (khurul.ru savetibet.ru) - объединение монастырей и общин преимущественно школы Гелугпа, возглавляемое Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии и Президентом ОБК, Тэло Тулку Ринпоче - американцем калмыцкого происхождения, почетным представителем Далай-ламы в России и Монголии; учреждено на конференции буддистов Калмыкии и Астраханской области в 1991 с центром в Элисте, в Москве с ним связаны Центр тибетской культуры и информации (1993) и фонд "Сохраним Тибет";
"Майдар" - объединение 3 монастырей школы Гелугпа (Хойморский дацан «Бодхидхарма», главный, в п. Аршан Тункинского р-на, Окинский и Кыренский - в Окинском р-не Бурятии), основатель и "духовный наставник" - Данзан-Хайбзун Самаев (Ф.С. Самаев, 1954-2005), получивший высшее буддийское образование в Монголии, в 1990-е настоятель петербургского дацана, после вынужденного возвращения в Бурятию вывел из состава БТСР названные монастыри и зарегистрировал в 1999 "Майдар"; особым автортетом пользуется хамбо-лама Агван Доржиев (Самаев считается его перерожденцем), поддерживается дополнение буддизма местными верованиями, особенно сойотов - субэтноса бурят, а также экологические мероприятия;
■ Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) - новое всероссийское объединение общин и центров Бурятии, Калмыкии, Москвы, Петербурга (в его юрисдикции Дацан Гунзэчойнэй (1915) в Петербурге) и др., не являющееся правопреемником ЦДУБ СССР, отделилось в 2005 от ТБСР, центр в Улан-Удэ;
Фонд поддержания Махаянской традиции (ФПМТ) (fpmt.ru) - международная буддийская организация школы Гелугпа (Foundation for the Preservation of the Mahayana Tradition, FPMT), возникшая в 1973 как "Непалький гомпа-центр Махаяны" и монастырь Копан (с 1975 как ФПМТ), основатели - тибетские монахи почетный геше Тубтен Еше (1935-1984) и тулку Тхубтен Сопа Ринпоче (р. 1946), а также их первая западная ученица с 1965, русско-американская актриса З. Рачевски (1930-1973, в монашестве Тубтен Джангчуб Палмо); возглавляется духовным наставником и советом директоров из Портленда (Орегон, США), духовный центр - монастырь Копан, имеет Институт Ламы Цонкапы, готовит переводчиков с тибетского, занимается в т.ч. поддержкой монастырей в Индии; в России представлен Московским буддийским центром ФПМТ и учебной группой в в монастыре "Шедруб Линг" на горе Качканар в Качканарском округе Свердловской обл., основанном в 1995 Санье Тензин Докшитом (М.В. Санниковым);
■ Дацан "Ринпоче Багша" (yelo-rinpoche.ru) - независимый центр школы Гелугпа в Улан-Удэ, основатель - Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче IV), тулку (перерожденец), геше-лхарамб (д-р), проповедующий по всей России с 1993 по всей России (напр., есть "Ело-центр" в Петербурге, входящий в ТБСР), вместительный дацан открылся в 2004 С благословения Далай-ламы XIV;
"Досточтимый лама Цонкапа" - объединение буддистов школы Гелугпа, учеников проживающего в России тибетского геше-лхарамба (д-ра) Чжемьяна Кьенсте, приехавшего в Петербургский дацан в 1993 для преподавания послушникам, но в 1996 вынужденный уйти из него и оставшийся до 2005 руководить в петербургской общине мирян - учебном центре С.-Петербургского союза буддистов, с 1999 зарегистрированным как самостоятельная организация;
"Дандароновцы" (dandaron.ru vk.com/russian_buddhism) - неформальное движение с 1965 последователей умершего в лагере бурятского мыслителя и буддолога Б.Д. Дандарона (1914-1974), ученика реформатора Лубсан-Сандан Цыденова (1841-1922), лидер - непосредственный ученик Дандарона из ленинградского Восточного отдела Музея истории религии и атеизма В. М. Монтлевича (р. 1940), "необуддийское" учение объединяет элементы Гелугпа и других школ тибетского буддизма с новоевропейской философией, большинство учеников - русские в Бурятии, есть группы в Петербурге, Ярославле и Прибалтике, строится монастырь на горе Качканар в Свердловской обл;
■ Российские группы "Путь Бодхи" (bodhipath.org bodhipath-russia.org) - отделение международной организации, созданной главами одной из линий школы Кагью - Карма Кагью XIV-м Шамаром Ринпоче и XVII-м Кармапой, признаваемым Далай-ламой; центры в Москве, Петербурге и Курске не являясь монастырями помогают освоить медитацию, организуют визиты учителей и др.;
Московский буддийский центр "Кагью Самье Дзонг" (samyedzong.chat.ru) - московский филиал монастыря и центра Кагью Самье-Линг в округе Дамфрис-энд-Галловей в Шотландии (первый тибетский монастырь на Западе, основал в 1967 тибетский геше (д-р), врач и тулку Аконг Ринпоче, 1939-2013) школы Карма Кагью во главе с Кармапой 17-м Ургьеной Тинлеем Тхае Дордже, признаваемым Далай-ламой; центр сформировался в 1996 на базе журнала "Путь к себе" (первые последователи школы Кагью появились еще при советской власти после визита в Бурятию министра культуры Бутана), дочерней организацией монастырей Самье является благотворительный и медицинский Фонд "РОКПА";
■ Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью (buddhism.ru) - отделение международной немонашеской ассоциации последователей школы Карма Кагью; в России создана в 1993, хотя первая община появилась в Ленинграде в 1989; органы управления: Президент, Конференция представителей Центров, Совет, постоянным членом
Совета и Духовным Главой является датский Лама Оле Нидал, признающий в качестве главы Кагью альтернативного Кармапу, российский центр в Петербурге;
■ Буддийский Центр Падмасамбхавы в России (padmasambhava.ru) - отделение международного центра шклы Ньингма, основанный за рубежом в 1988 с центром в монастыре Падма Сангье Линг в США и уже в 1991 в Москве тибетскими учеными, братьями Кхенченом Палден Шерабом Ринпоче (одним из лидеров Центрального Института Высшего Тибетского
Образования в Сарнатхе, Индия) и Кхенпо Цевангом Донгьялом Ринпоче; центры в Москве и Элисте, в Калмыкии имеет также монастырь;
■ Международная Дзогчен-община (kunsangar.org) - российские общины объединения, принадлежащего к школе Ньингма; основана тибетским ученым Чогьялом Намкаем Норбу в Италии в 1981, структура объединяет автономные региональные мировые гары (Россия составляет Северный Кунсангар и Южный Кунсангар); Московская Дзогчен-община Ринченлинг основана в 1992, после первого визита Ринпоче в Москву, зарегистрирована в 1993, входит в состав Объединения традиционных буддийских общин Москвы, имеет крупный ретрит-центр в Подмосковье - Кунпэнлинг, есть общины в других городах;
■ Буддийский Центр Рипа (ripa-center.ru) - представительство Линии Рипа (Ripa Internasional) с центром в Швейцарии; линия Рипа возникла в Тибете в XII в. и относится к школе Ньингма и отчасти Кагью, действующим главой Линии Рипа является Тертон Кьябдже Намка Дриме Рабджам Ринпоче; российские центры расположены в Москве, Петербурге и Калмыкии;
■ Московский центр линии Сакья "Цечен Намгьял Линг" (sakya.moscow) - центр одной из линий школы Сакья, основанной в XV в. Дзонгпой Кунга Намгьялом, создан в 2010 с благословения Сакья Тризина Ринпоче, главы школы с резиденцией в Массури (Уттаракханд, Индия), посетившим Россию в 1995, аналогичный центр есть в Калмыкии;
Дхарма-центр "Джонангпа" (jonangfoundation.org jonangpa.ru) - московский центр школы Джонанг, рассматриваемой как ответвление Сакьи либо самостоятельной, учение Жентонг в XVII в. было признано еретическим, а монастырь "Пунцог Чойлинг" передан школе Гелугпа, монастыри Джонанг уцелели лишь в подконтрольном Китаю Восточном Тибете (Сычуань); ныне статус школы вновь признан Далай-ламой, который подарил главе буддистов Монголии Богдо-гэгэну IX Халхе Джецун-Дамбе Ринпоче монастырь в Шимле (Химачал-Прадеш, Индия), где воссоздан "Джонанг Пунцог Чойлинг", существует Фонд Джонанг, в 2009 открылся центр в Москве под руководством тибетского учителя Йонтена Гиалтсо;
■ Центр "Бон Шен Линг" (aha.ru/~bon/) - Юндрунг (или Вечный) Бон - древняя религия Тибета, впоследствии смешавшаяся с буддизмом, основателем считается Шераб Мивоче из Средней Азии, учение схоже с Ньингма и часто Бон расценивают как пятую школу тибетского буддизма; духовным главой всего Бон является Менри Тридзин Римпоче - настоятель монастыря Менри в Тибете, российский центр был основан геше (д-р) Ньима Дагпа Римпоче, настоятелем монастыря Лхати в Кхаме (Днге), Тибет, посетившим Москву в 1999 /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Храм-Дворец Хамбо-ламы Итигэлова 2008 Иволгинский дацан (www.wikimedia.org)

Золотая обитель Будды Шакьямуни 2005 Элиста (www.wikimedia.org)

В дацане Ринпоче Багша 2004 Улан-Удэ (www.yelo-rinpoche.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения