ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

Устюжское Благовещение. Икона ок. 1130 (www.wikimedia.org)

ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ: Является основным течением православия, бывшим в единстве с Католической церковью (при наличии особенностей восточной обрядности) до 1054 г., и признающее только семь Вселенских Соборов, бывших до разделения. Сейчас в мире 15 канонических независимых (автокефальных) Православных Восточных Церквей (Александрийская, Антиохийская, Греческая, Грузинская и др.) вместе с несколькими автономными церквами (Японская и др.), являющиеся церквями-сестрами, - "вселенское, каноническое православие". Существуют также альтернативные "неканонические" православные церкви, отделившиеся по причине, например, сохранения старых обрядов или календаря и т.п. Исторически, наиболее уважаемым статусом Вселенского Патриарха обладает Патриарх Константинопольской православной церкви в Турции. В России православие было принято в качестве государственной религии из Византии киевским князем св. Владимиром в 988 г. (до него крещенными и исповедующими христианство индивидуально были княгиня Ольга и некоторые представители знати), территория страны стала Киевской митрополией в составе Константинопольской церкви, духовные центры впоследствии перемещались во Владимир, Москву и Петербург. Самостоятельность и патриархат русская церковь приобрела в 1589 г. при Иване Грозном. Существует также т.н. "независимое" ("неканоническое") православие - объединения, отделившиеся по причинам: сохранения старых обрядов (старообрядцы, иначе - древлеправославные), юлианского календаря (старостильники), неприятия атеистических властей ("истинно православные"), обожествления отдельных личностей (Девы Марии в Богородичном центре, св. Иоанна Кронштадского у иоаннитов, иеромонаха Иннокентия (Ивана Левизора) у иннокентьевцев, юродивого Федора Рыбалкина у федоровцев, св. императора Николая II у николаитов), стремления иметь национальную церковь (напр., Македонская и Турецкая ПЦ). Так, в XVII в. произошел крупный раскол церкви, когда Патриарх Никон с 1653 г. проводил некоторые изменения в обрядности с современной греческой практикой, а несогласных служителей церкви (епископ Коломенский Павел, протопоп Аввакум и др.) и паству на Соборах 1656 и 1666-67 гг. предали анафеме (однако позднее Правилами единоверия 1800 г., Постановлением Синода 1929 г. и Постановлением Поместного Собора РПЦ 1971 г. старые русские обряды были вновь признаны спасительными, как и новые обряды, и равночестными им). Отделившиеся старообрядческие (староверческие) церкви сохраняют двоеперстное крестное знамение, сугубую аллилуйю, хождение посолонь, семипросфорие, восьмиконечный крест, земные поклоны, использование подручников, и др.; часть их сохраняют церковную иерархию (поповцы), другие же, уча о наступлении царства Антихриста управляются наставниками-мирянами, не служат литургию и из таинств совершают только крещение и покаяние (беспоповцы). При Петре I с 1721 г. и до 1918 г. государственная церковь управлялась не патриархом, а Святейшим Правительствующим Синодом (первоначально Духовная Коллегия), т.е. министерством, с Императором как верховным правителем церкви. Патриархат был восстановлен в 1918, после смерти Патриарха Тихона в 1925 г., советские власти чиня препятствия деятельности церкви запретили выборы нового патриарха; патриарший местоблюститель митрополит Сергий в 1927 г. в своем Послании призвал верующих к лояльности к советсткой власти, что вызвало раскол с зарубежными и местными "катакомбными" общинами (с 1931 г. основная часть русских эмигрантов в Европе принадлежала не к РПЦ, но Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе - Экзархату Вселенского Патриархата, ликвидирована в 2018). В расколе находились и "обновленцы" под руководством Александра Введенского, выступавших за модернизацию богослужения и поддерживавших новые власти, в свою очередь советская власть в период 1922-1926 узаконила деятельность только обновленческих приходов. И только в 1943 военном году власть прекратила поддержку обновленцев и гонения на патриаршую церковь, хотя жесткий контроль продолжался вплоть до перестройки.
■Русская Православная Церковь (Московский патриархат) (РПЦ МП) (patriarchia.ru synod.com), название с 1943, правопреемник дореволюционной Греко-российской Церкви, - одна из автокефальных канонических православных церквей, наибольшая в мире после католической и самое крупное религиозное объединение в России, язык богослужения церковнославянский (канонический перевод - Елизаветинская Библия) и ограниченно иные языки, календарь старый юлианский, объединяет в России и зарубежом 293 епархии, около 35 тыс. приходов, почти тысячу монастырей, братства и сестричества, учебные заведения и др.; в структуру входят общины старообрядцев-единоверцев и самоуправляющиеся Украинская церковь и РПЦ заграницей  (Russian Orthodox Church Outside of Russia (ROCOR), последняя с центром в Нью-Йорке с 1927 по 2007 была в расколе с РПЦ и в 90-е ХХ образовала в РФ параллельную Российскую Православную Свободную Церковь, ликвидированную в 2012 после преодоления раскола; канонической территорией является бывший СССР (кроме Грузии), Китай, Монголия и Япония; высшим органом управления является Церковный Собор, между которыми управляется Священным синодом и Высшим церковным советом при Патриархе, центр с 1917 в Даниловом монастыре (Москва), участник Всемирного совета церквей;
■ Русская Православная старообрядческая Церковь – Московская Митрополия (РПсЦ) (rpsc.ru), до 1988 Древлеправославная Церковь Христова, к которой примыкает самостоятельная Румынская Православная Церковь – Тульчинская Митрополия (неофициальное название – Белокриницкая иерархия или австрийцы), - основная старообрядческая церковь поповцев; иерархия восходит к находившимуся в Белокриницком монастыре (Австрийская империя) бывший Босно-Сараевский митрополит грек Амвросий (Паппа-Георгополи) (1791-1863), присоединившемуся в 1846 г. через чин миропомазания к староверам из Константинопольской церкви, в 1912 на Рогожском кладбище был учреждён Старообрядческий богословско-учительский университет, в 1923 церковь призвала к лояльности к советской власти; управляется Собором и Митрополитом Московским и всея Руси (до 1988 - Архиепископом), центр в Москве на Рогожском кладбище, имеет 13 епархий, 5 монастырей (в т.ч. в с. Улейма Ярославской области и г. Боровск Калужской области), духовное училище в Москве, ряд общин действуют в эмиграции (появились общины в Уганде и Пакистане) (В 2007 откололась Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ), но практически все ее инициаторы, вернулись в РПсЦ);
■ Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) (raoc.info) - вторая по численности старообрядческая церковь поповцев, известные как беглопоповцы, т.к. не признав Белокриницкую иерархию, продолжали принимать переходящих священников из официальной церкви, пока в 1923 к церкви не присоединился обновленческий архиепископ Саратовский Никола (Позднев), а в 1929 присоединился единоверческий епископ Иргинский Стефан (Расторгуев); первоначально центр был в Саратове, затем Москве, Куйбышеве, Новозыбкове Брянской области, сейчас в Покровском соборе в Замоскворечье (Москва); с 2002 управляется Патриархом, имеет 8 епархий, 2 монастыря, в г. Новозыбков действует Высшее духовное училище и издательство, одним из мест компактного проживания последователей этой церкви является Забайкалье (общины "семейских"), есть община в Болгарии;
■ Древлеправославная церковь (Древлеправославная архиепископия) - старообрядческая церковь, отделившаяся в 1999 от РДЦ ввиду несогласия с квалификацией вероучения Церкви как идентичной вероучению РПЦ, во главе с Румынским епископом Евмением (Титовым, в 2006 вернувшимся в РДЦ) и возведенным им в сан епископа Курского священноиноком Аполлинарием (к.х.н., проф. А.Г. Дубининым, в РДЦ лишен сана, в 2006 запрещен в служении и в ДЦ), зарегистрирована в 2003 как Древлеправославная церковь России (Курская епископия), имеет 3 епархии в т.ч. на Украине и в Румынии и в с. Софьино Пензенской обл., центр в г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края, с 2017 в литургическом общении с РПсЦ;
■ Древлеправославная Поморская Церковь (Российский Совет) (ДПЦ) (pomorian.ru), прежнее название - Старообрядческая Поморская Церковь, иначе именуемая - поморское согласие, - широко распространенное объединение старообрядцев-беспоповцев, первоначальным духовным центром которых был Выговский монастырь в Поморье под руководством братьев Денисовых; самостоятельные поморские церкви есть также в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Украине, Белоруссии, Казахстане и США (есть общины а Германии и Великобритании); на новгородских беспоповских соборах 1692 г. и 1694 г. был принят догмат о воцарении духовно Антихриста и исчезновении священства, уже в XVIII в. выделились из ряда иных беспоповцев, введя новый чин бракосочетания, в 1909 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский собор христиан-поморцев; в советские годы управлялись Высшим старообрядческим советом в Вильнюсе (с 1925), Российский Совет учрежден в 1988 в церкви Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы 2-ой московской общины, духовные училища в Петербурге (заочное) и Риге, имеет 2 монастыря, в 1992 г. в Москве учрежден Единый (международный) Совет ДПЦ, фактический центр - Невская община в Петербурге при Знаменском Соборном храме на Тверской;
Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия (ДСЦФС) - cтаропоморское федосеевское согласие - объединение старообрядцев-беспоповцев, основанное дъяком Феодосием Васильевым (1661-1711) из рода бояр Урусовых, и сохраняющим учение новгородских беспоповских соборов XVII в. о безбрачной жизни в последние времена (хотя на практике большинство членов церкви не монашествующие и допускаются в церковь через покаяние); в советские годы много федосеевских общин перешло к поморцам; ДСЦФС зарегистрирована в 2014 на основе авторитетного центра - Московской Преображенской старообрядческой общины старопоморского федосеевского согласия при Соборе Воздвижения Честного Креста Господня на основанном в 1771 Преображенском кладбище (в 2017 к ней присоединились инокини боровского монастыря РПсЦ), в настоящее время ДСЦФС не включает многие независимые федосеевские общины, в т.ч. в Эстонии и Латвии (с. Римши);
Российский Совет Древлеправославной Кафолической Церкви старопоморцев-федосеевцев (РС ДКЦ) (staropomor.ru) - альтернативное объединение части федосеевского согласия с центром в возрождаемом Преображенском мужском старообрядческом монастыре на Преображенском кладбище в Москве, зарегистрирован в 2006, первоначально к РС ДКЦ присоединилась консервативная крупная община с храмом во имя Казанских чудотворцев в Казани, вышедшая в 2011;
■ Часовенное согласие - течение старообрядцев-беспоповцев, первоначально бывшее поповским, принимавшим переходящих из официальной церкви священников, но впоследствии, в силу крайней трудности приобретения нового клира, допустившего церковную жизнь под руководством "стариков" (мирян и монашествующих) с совершением богослужений в часовнях; отличие от других беспоповцев не перекрещивают переходящих к ним из других православных церквей и допускают причащение запасными дарами; восходят к священноиноку Софронию, поселившемуся на Керженце в Поволжье и принятому священниками дониконовского рукоположения, от него поставлен будущий руководитель уральского старообрядчества священноинок Никифор, становление согласия произошло в 1723 на Ирюмском соборе на Урале, решение обходиться без священства было принято в 1777 на Соборе в Невьянске на Урале (Невьянск остается и сегодня одним из центров часовенных), первый всероссийский съезд состоялся в 1911 в Екатеринбурге, основавший Братство христиан часовенного согласия; не существует централизованной организации согласия, да и местные общины обычно отказываются от регистрации, авторитетнми центрами согласия являются Пермь и Дубчесские скиты в Красноярском крае на притоке Енисея Дубчес, за рубежом общины в Бразилии и Орегоне (США);
■ Спасово согласие (vk.com/oldspas) - одно из направлений беспоповского старообрядчества, в свою очередь разделяющееся на различные самостоятельные течения без централизованных организаций (но имеют опыт Всероссийских съездов и совещаний, последнее в Димитровграде Ульяновской обл. в 2016), зарегистрированы только некоторые местные общины в Поволжье (напр., в г. Салават, Башкирия), большинство групп действует без регистрации (Петербург); в отличие от других беспоповцев учат не о духовном, а телесном воплощении Антихриста, староспасовцы на службах читают Псалтырь и кладут поклоны, новоспасовцы совершают уставные службы, крайние спасовцы (нетовцы) упразднили всю православную обрядность в связи с исчезновением истинного священства;
■ Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря - централизованная организация, объединение с 1993 православных приходов Московского патриархата и старообрядцев (поморцы и федосеевцы) на территории бывшего Преображенского кладбища (богадельного дома) в Москве, основанного федосеевцами в 1771, с целью сохранения этого памятника истории и архитектуры;
■ Всемирный Союз староверов - международная нерелигиозная общественная организация староверов основных согласий, зарегистрированная в Москве в 2019 в целях правовой помощи и иного содействия, как общинам, так и отдельным веруюшим, в частности, перкселенцам по программе возвращения соотечественников; создан в 2018 на Всемирном форуме староверов в Москве, организованном Культурно-Паломническим Центром им. протопопа Аввакума по гранту госфинансирования;
■ Русская истинно-православная церковь (РИПЦ) (ripc.info) - основное объединение независимых "катакомбных" прежде нелегальных общин (Катакомбная церковь), не признавших советскую власть, в связи с тем, что к 70-е скончались все епископы тихоновской преемственности, вошли в 1982 под омофор зарубежной церкви, когда прибывший в СССР епископ Варнава поставил в епископы бывшего священника РПЦ Лазаря Журбенко, позднее, в 90-е последний не согласился с открытием в России параллельных приходов зарубежной церкви и в 1998 была зарегистрирована РИПЦ под омофором отколовшейся от заграничной церкви ЗПЦЗ Виталия; имеет 4 епархии и перешедшие к ней после воссоединения русской и зарубежной церквей приходы за границей, управляется Архиепископом Омским и Сибирским, а также Архиерейским Синодом в подмосковном Димитрове; в общении с ИПЦ Греции и Сербии; Трентонская и Северо-Американская епархия с центром в г. Трентон (Нью-Джерси, США) вместе с частью Омско-Сибирской епархии фактически вышли в 2015 из РИПЦ и условно именуется РИПЦ(С) (Стефана (Сабельника);
■ Российская православная автономная церковь (РПАЦ) (rpac.ru) - независимая православная юрисдикция во главе с Первоиерархом Митрополитом Суздальским и Владимирским; именно в Суздале архимандрит РПЦ Валентин (Русанцев) в 1990 стал первым служителем РПЦ, перешедшим под юрисдикцию зарубежной церкви и возведенным в епископы, была образована Российская Православная Свободная Церковь, но в 1993 он выходит из нее, в 1996 он и его сторонники лишены епископского сана и в 1998 учреждается РПАЦ с саном митрополита;
■ Архиерейское совещание Российской православной автономной церкови (АС РПАЦ) - имяславное ответвление РПАЦ, возникшее в 2008 на базе созданного в 2007 Временного церковного совета (ВЦС) РПАЦ и под началом двух лишенных сана епископов, председатель - д.ф.н., епископ Григорий (Лурье), центр в Петербурге и Мятлево Калужской обл.; в общении с Российской Православной Церковью (Синод Митрополита Дамаскина - РосПЦ(Д);
■Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) (roca-sobor.org), первоначально называлась Русская Православная Церковь в изгнании, неофициально РПЦЗ Виталия, - отделившееся от зарубежной церкви в 2001 г. независимая православная юрисдикция под руководством бывшего главы всей зарубежной церкви ROCOR митрополита Виталия (Устинова), объявившего о своем восстановлении в качестве руководителя церкви и отвержении экуменизма и контактов с РПЦ, после его кончины в 2006 церковь пережила новые расколы, но основной является управляемая Первоиерархом Митрополитом Владимиром (поэтому часто именуется РПЦЗ (В-В);  центр в Мансонвилль (Канада), в России 4 епархии;
■ Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) (ruschurchabroad.org) - неофициально РПЦЗ под омофором митрополита Агафангела (РПЦЗ (А), - независимая ветвь зарубежной церкви, не согласная с унией с РПЦ в 2007 г., руководимая митрополитом Нью-Йоркским и Восточно-Американским, архиерископом Таврическим и Одесским Агафангелом (Пашковским); центр в Одессе, где имеется семинария, в России 5 епархий в статусе автономной Православной Российской Катакомбной Церкви в составе РПЦЗ(А) (Восточно-Американская епархия и некоторые иные приходы в 2016 вышли из этой церкви);
Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) - неофициально именуемая РПЦЗ (АСА) - независимая православная юрисдикция под руководством вышедших в 2016 из РПЦЗ (А) архиепископов Андроника и Софрония и еп. Иринея (Восточно-Американская, Сиракузская и Северо-Русская епархии), в 2017 они провели Всезарубежный Собор в монастыре Маунтин Вью (штат Нью-Йорк) с решением о восстановлении РПЦЗ с Зарубежным и Российским округами, предстоятель пока не избран, в общении с отделившимся от РИПЦ еп. Стефаном (Сабельником);
■ Российская Православная Церковь (РосПЦ) (rospc.org) - независимое ответвление заграничной церкви Виталия, в 2006 архиепископ Антоний (Орлов) после временного принятия на себя полномочий первоиерарха РПЦЗ был запрещен в священнослужении и с еще одним епископом вышел из РПЦЗ, образовав на Соборе в подмосковной Щербинке церковь с правой монархической идеологией, руководимой митрополитом Московским и Всероссийским, Лос-Анджелосским и Всезарубежным с центром в Коссакс (Калифорния), ее приходы есть и в бывших советских республиках, неофициальное название - Русская Православная Церковь заграницей (Антония);
 Православная Российская Церковь/Русская Православная Церковь Заграницей (ПРЦ/РПЦЗ) (rpzs.ru) - независимое ответвление заграничной церкви Виталия, образована на соборе в с. Амосовка Медвенского р-на Курской обл. в 2015 как ответ на русофобскую, по мнению собора, позицию РПЦЗ (В-В) на Украине, предстоятелем в сане Митрополита стал Филарет Второй (Семовских), из эмиграии, прежде деятель РПЦЗ, позднее Епископ Сиднейский и Новозеландский РПЦЗ (В-В); Церковь стоит на монархических позициях, имеет 7 епархий в России и зарубежье (Австралия, Украина и др.);
■ Российская Православная Церковь (РосПЦ) - Синод Митрополита Дамаскина (РосПЦ(Д) (ispovednik.org) - независимое ответвление РосПЦ, руководимое митрополитом Московским и Всероссийским Дамаскином (Балабановым), бывшим членом РПЦЗ Виталия, возведенным в епископский сан основателями РосПЦ в 2006, в 2007 запрещен в священнослужении и вместе с еще одним епископом создал одноименную РосПЦ(Д); центр в Москве, есть приходы на Украине, в Молдавии и Румынии, в общении с Российской православной автономной церковью;
■ Святая православная церковь Северной Америки (Holy Orthodox Church in North America, HOCNAВ) (homb.org) - известное также как Бостонский Синод независимая православная старостильная юрисдикция; центром является  Спасо-Преображенский монастырь в Бостоне, основанный греком Пантелеимоном (Метропулосом), позднее вошедший в РПЦЗ, а в 1986 перешедший со сторонниками в старостильную Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия), в 1996 образована автокефальная HOCNAB, которая признает Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Хризостома); в России в данную церковь входит ряд общин, основанных чувашским катакомбным архимандритом Гурием (Павловым), рукоположенным в 1991 во епископа Казанского (с 1994 до кончины в 1996 - экзарх России) в юрисдикции Синода Авксентия;
■Украинская Автономная Истинно-Православная Церковь (УАИПЦ) - украинская ветвь независимой катакомбной церкви, основатель и первоиерарх - епископ Луцкий и Ровенский Киевской митрополии Иов (Коновалюк), который прежде служил в УАПЦ, УПЦ КП (познакомился с катакомбными идеями во время служения в России, с 1998 стал выступать в Ровно против экуменизма, в 2001 основана независимая община), Бостонском Синоде (окормляя украинские и отчасти российские общины, основанные епископом Казанским Гурием), Архиерейском совещании РПАЦ, иерархами последнего в 2012 возведен в епископы без вхождения в состав АС РПАЦ, богослужебным является украинский язык, российские приходы есть в Чувашии и Челябинской области (г. Магнитогорск);
■ Православная Церковь Божией Матери Державная (avemaria.ru), часто именуемая Богородичный центр, - независимое ответвление "катакомбной церкви", следующее неортодоксальному софиологическому богословию, близкому к католикам-мариавитам, и откровениям от обожествляемой Богородицы, полученными еще в 1984 основателем церкви пророком, архиеп. Иоанном (В.Я. Береславским, Янкельманом) в 1985 он стал монахом и священником в Истинно-православной, а в 1990 - епископом в Украинской автокефальной православной церкви (образовав РАПЦ); в 1991 была зарегистрирован фонд "Богородичный центр", в 1992 - Община Церкви Божией Матери Преображающейся, с 1997 - местная Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы; церковь управляется Собором епископов, в общении с Католической церковью мариавитов в Польше;
 Истинно-Православная Церковь - Московская Митрополия (ИПЦ-ММ) (trueorthodox.org) - независимая катакомбная юрисдикция; является основной частью бывшей до 2000 Российской истинно-православной церкви (созданной в 1996 Украинской автокефальной православной церковью, УАПЦ, позднее общение с которой было приостановлено), после распада этой церкви в 2000 по причине введения годом ранее обновленческого самоуправления архиереев, традиционалистская часть церкви на Соборе 2000 сменила название на ИПЦ-ММ;
■ Истинно-Православная церковь (ИПЦ) (ipckatakomb.ru) - одно из независимых объединений катакомбных общин (неофициально именовалась ИПЦ Рафаила, ныне - Серафима), созданное в 2003 во главе с архиепископом Московским, митрополитом Всероссийским Рафаилом (к.ф.н.), прежде рукоположенным в Церкви Божьей Матери Державная и вошедшим в Российскую истинно-православную церковь (лишен сана в 1999), ныне ставшим первосвятителем церкви Схимитрополитом Серафимом; центральным является Храм Архангела Рафаила в Москве, управляется Архиерейским Собором и Священным Синодом, в ИПЦ поддерживаются целительские практики, имеет духовное училище им. сщм. Иосифа (Петровых), в каноническом общении с ИПЦ Греции;
■ Православная Церковь Европы (Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви) (ПРИПКЦ) (ripkc.fo.ru) - независимая православная юрисдикция, происходящая от ИПЦ и образованной на базе приходов в РФ Украинской автономной православной церкви в Америке (происходящей от Польской православной церкви), стала самостоятельной в 2010, управляется Патриархом Московским и Всероссийским, центр в Чебаркуль Челябинской области, приходы в России, Украине, Белоруссии и Южной Америке;
Российская Православная Кафолическая Церковь (Митрополиия ПКЦ) (kafolik.ru) - экуменическая ветвь катакомбной церкви, продолжателями которой сами себя считают, хотя основатель ее, Михаил Анашкин был в нач. 1990-х возведен в сан епископа грекокатолическим еп. Викентием (Чекалиным), ПКЦ зарегистрирована в 1994 (перерегистрация в 2017), предстоятель - Архиеп Московский Митрополит Всероссийский Михаил, допускается служба по латинским обрядам и пользование григорианским календарем, есть епархия в Бразилии, в общении с Вселенской Кафолической Церковью Христа;
■ Апостольская православная церковь (apc-sinod.livejournal.com) - независимая обновленческая юрисдикция, ветвь катакомбной; часть епископов распавшейся в 2000 Российской истинно-православной церкви (с 1999 начавшей проводить обновленческие реформы) и священник Киевского Патриархата Глеб Якунин отделились и в 2004 зарегистрировали данную церковь; общины в основном в Москве и Сибири, создана Киевская Митрополия, в конкордате с Кельтской Кафолической Церковью Германии (старокатолики); в богословии следует образованному в 1905 в Петербурге Союзу церковного обновления с идеями упрощения богослужения с переводом его на национальные языки, возвращение отдельным епископам церковной власти и избрание их из немонашествующих, и др.;
 Российский экзархат Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) (cerkva.info) - часть независимой церкви, не признаваемой со стороны РПЦ, отделившаяся от последней в 1992, требуя автокефалии, а не самостоятельности в управлении, полученной Украинской церковью в 1990, движение возглавил ее предстоятель Митрополит Филарет (Денисенко) (лишенный сана, а впоследствии отлученный от РПЦ, решение отменено в 2018 константинопольским патриархом), основана в 1992 путем объединения с Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) (последняя вскоре разорвала отношения) и предстоятелем в сане Патриарха Киевского и Всея Руси-Украины, в 2018 на соборе с УАПЦ была основана ПЦУ с предстоятелем Митрополитом Киевским и всея Украины - автокефальная церковь, созданной при посредстве Константинопольского Патриархата, прежний статус УПЦ КП был восстановлен после выхода из ПЦУ по решению собора 2018, богослужебные языки - украинский и церковнославянский; еще в 1994 бывший архимандрит РПЦ Старина с приходом Богоявленского собора Ногинска Московской обл. и бывший игумен РПЦ и настоятель Троицкого собора в Обояни Курской обл. Иосаф Шибаев (с 1991 в РПЦЗ, управляющий Курско-Обоянской епархии) были приняты в Киевский Патриархат, в 1995 последний был возведен в сан епископа Белгородского и Обоянского и учреждена Русская православная церковь Киевского патриархата (РПЦ-КП), с 2017 - Российский экзархат УПЦ КП во главе с митр., архиеп. Белгородским и Обоянским (к нему не отнесены храмы в Крыму), в нач. 2018 временно и формально вместе с Киевским Патриархатом был в составе Православной Церкви Украины (ПЦУ) (хотя ее устав не предполагает создание приходов за границей), ныне российский экзархат вновь в УПЦ КП и состоит из Курско-Обоянской и Богородской епархий;
Святейший правительствующий синод Русской Православной Церкви (СПС РПЦ) (sinod-prc.livejournal.com) - одно из антиэкуменических движений, отделившихся от РПЦ в последние годы, в 2008 с критикой выступил епископ Анадырский и Чукотский Диомид (С.И. Дзюбан), его поддержал родной брат еп. Феофил и др., СПС учрежден Диомидом, в общении с отколовшейся от РПЦЗ(В-Ф) РПЦЗ(В-М) архиеп. Крамского Мартина, исповедуется имяславие;
■ Русская Православная Национальная Церковь (РПНЦ) (ruspnc.ucoz.ru) - незарегистрированное объединение священников и мирян в русле "истинного православия", в идеологии ориентируется на русский национализм, управляется Церковным советом;
■ Царская Православная Церковь (tainadiveevo.ru) - независимое объединение, исповедующее т.н. царебожие - веру в то, что царь земной есть образ царя небесного, и мученик Николай II жертвенно искупил грехи русского народа, также почитаются как святые Г. Распутин и Иван Грозный, практикуется коллективное покаяние; с нач. 1990-х до 2008 существовало "Братство Царя Искупителя", затем образована ЦПЦ, руководимая Святейшим Правительственным Синодом и епископом Алексием (Иванниковым) (бывшим до 2010 протоиереем РПЦ), среди последователей - певица Ж. Бичевская, многие царебожники не порывают с РПЦ;
Истинно Православная и Апостольская Восточная Небесная Апокалипсическая Церковь Откровения Иоанна Богослова "Новый Иерусалим" (ieros.ru) - нерегистрированное церковное объединение катакомбного православия с элементами беспоповского эсхатологизма и царебожия; основана в п. Сселки Липецкого района и г. Лебедянь Липецкой обл. И.Я. Голошубовым (Иоанном, р. 1929) из семьи акефальных "истинно православных", почитаемым за пророка, Христа, Иоанна Богослова и императора, в 1950-е за отрицание паспортов был в заключении, в 1958 стал проповедовать новое откровение от Богородицы, в 1979 объявил о нисхождении на него Св. Духа, а в 1987 - новой Церкви, после присоединения к движению общины Н. Халепы из подмосковных Кашир в 1991 начинается открытая проповедь (для новых последователей допускается сохранение семьи и документов), 1992 считается годом полного откровения; в учении идеализируется дореволюционная церковь, подлинным ее главой считается император, за священников признаются только рукоположенные до революции, после чего наступило время Антихриста, время бессвященства, беспричастия, безбрачия и отсутствия государства, однако после получения нового Откровения Иоанна Богослова (которое не записано и передается устно), предтечей коего был патр. Тихон, Россия вновь обрела Императора и пастырей по чину Мелхиседекову взамен священства (исполняют полный круг богослужения, но без причастия), история повторяется каждые 2 тыс. лет (последователи будут в раю, а остальные переживут новое явление Христа, отречение Царя и т.д.); помимо Липецка и Липецкой обл. общины есть в Каширах и Ступино Московской обл., Москве, Тамбовской обл., на Алтае и в Донбассе;
■ Русская Катакомбная Церковь истинных православных христан старого и нового обряда (РПЦ ИПХ) (russianorthodox.narod.ru) - независимая юрисдикция с монофизитским богословием и ультраправой идеологией (некоторые деятели нацизма и их русские колаборационисты как крестоносцы причислены к лику святых); в 1994 на Соборе была восстановлена упраздненная в 1798 Готфская епархия, а епископ Амвросий был поставлен архиепископом Готфским и всех Северных Земель Катакомбной церкви (иерархия возводится к катакомбному архиепископу Ухтомскому) /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Высший церковный совет РПЦ (www.patriarchia.ru)

Постриг (www.radiovera.ru)

Спасо-Елеазаровский монастырь Псковская обл. (www.eleazarovo.ru)

Православные якуты (www.forum-eurasica.ru)

Старообрядки Оленевского скита 1897 (www.wikimedia.org)

Старообрядческий Покровский собор на Рогожском 1792 Москва (www.wikimedia.org)

Собор РПсЦ на Рогожском (www.semeyskie.ru)

Федоровцы, с. Старая Тишанка Таловского р-на Воронежской обл.
(www.wikimedia.org)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения