ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО и ХАРИЗМАТЫ / Pentecostalism and Charismatics

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov


Молитвенный дом пятидесятников 1999 Лесосибирск.
Почтовая марка России (www.wikimedia.org)

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО и ХАРИЗМАТЫ: Новое движение в протестантизме, проповедующее для спасения крещение Св. Духом и обретение святых даров, подобных описанным в Библии. Религиозные собрания помимо обычной проповеди и пения псалмов, включают экстатические глоссолалии (говорение на иноязыках), пророчества, исцеления, а в новых харизматических церквях еще и падения, святой смех и т.п. (харизматы менее следуют учению о благословениях и более экстатичны). Некоторые из этих практик уже присутствовали прежде в таких группах, как шэйкеры, ирвингиане и особо русские христововеры, также важно учение методистов и движения святости о двойном благословении, уже в рамках которого Б.Х. Ирвин стал учить о третьей ступени - "крещении огнем", основав в 1895 г. в Айове "Церковь святости крещенных огнем" (ныне Международная пятидесятническая церковь святости), а в возникшем в русле перфекционизма еще в 1886 "Христианском союзе" (ставшем впоследствии пятидесятнической "Церковью Бога" (Кливленд, Тенесси)) с 1896 г. начала практиковаться глоссолалия; но собственно пятидесятничество появилось в библейском колледже "Вефиль" (г. Торика, Канзас, США) методистского пастора Ч.Ф. Пархэма, где вечером 31 декабря 1900 г. одна из учениц заговорила на китайском. В течение ХХ в. пятидесятничество, включая харизматов, превратилось в самое популярное течение протестантизма. Межцерковным наднациональным объединением является Всемирное пятидесятническое братство (Pentecostal World Fellowship). Доктринально пятидесятники делятся на тринитариев и унитариев (единственников), отрицающих догмат о Троице и крестящих во имя только Иисуса Христа (за это выступил в 1913 г. на одном из съездов лидеров пятидесятнических церквей близ Лос-Анджелеса канадец Р. Е. Мак-Алистер, позднее вернувшийся к тринитаризму, ему последовал пастор Ф.Дж. Эварт и крестил и перекрестился сам 15 апреля 1915, эта идея сходна с учением Э. Сведенборга), есть и отличия в количестве благословений на пути к крещению Духом. В Российскую империю, а точнее в Финляндию, первый миссионер, пятидесятник-тринитарий американец Т. Барратт приехал из Скандинавии в 1906 в Финляндию, в 1911 г. по приглашению лютеранской лестадианской общины он и Л. Петрус приехали в Гельсингфорс (Хельсинки), их приглашают посетить и русскоязычную общину евангельских христиан пастор А.И. Иванов (1880-1931), выпускник Лондонского библейского колледжа, и его помощник Н.П. Смородин (1875-1953), в 1913 миссинеры вновь были приглашены в русскую общину, с этого момента отдельная пятидесятническая община уже существует. После начала войны, в 1915 Иванов и Смородин переезжают в Выборг, где также складывается община, но с критикой нового движения выступили, как руководство союза евангельских христиан, так и православная церковь, по причине последней пацифист Иванов был сослан, а собрания запрещены. В этом же году Смородин встречается в России с американским пятидесятником из Ассамблей Бога ассирийского происхождения Э.Д. Уршаном (1884-1967), возвращающимся из миссионерской поездки в Персию и проповедующим на Кавказе и в Петербурге уже унитарианство; на Пасху 23 апреля 1916 г. на Черной речке под Петроградом Уршан перекрещивается и крестит других во имя Иисуса, так в 1916 в Петрограде Смородиным создается община Евангельских Христиан в Духе Апостолов (регистрируется в 1918 во главе с вернувшимся Ивановым), общины единственников до революции появились в Новгородской, Витебской, Тверской, Вятской и Московской губерниях, Баку, Тифлисе, Батуми и Сухуми, Польше и Эстонии. Вскоре появляются пятидесятники-тринитарии из Ассамблей Бога (Спрингфилд, Миссури) и Церкви Бога (Кливленд, Тенесси). В 1919 г. в Нью-Йорке возникает русская община пятидесятников, а в 1920 в Филадельфии организуется Пятидесятническая русская миссия, основатель ее, бывший баптист, И.Е. Воронаев в 1920 совершает миссионерскую поездку в Болгарию, а с 1921 прибывает в общину евангельских христиан Одессы, в 1924 создает Одесский областной, а в 1925 Всеукраинский Союз христиан евангельской веры - ХЕВ (принимается "Краткое вероучение христиан евангельской веры (Pentecost – пятидесятников)"), и т.к. миссия распространилась практически по всей России, Второй Всеукраинский съезд ХЕВ 1926 г. перенес центр в Москву, однако уже в 1929 Союз был ликвидирован властями. После присоединения западных областей в стране оказались общины Христиан веры евангельской (ХВЕ) в Польше: в 1919 г. в Тернопольскую и Хмельницкую области вернулись после работы в США и уверовавшие П.А. Ильчук, Д.Е. Романюк и др., в 1924 в г. Кременец на Тернопольщине был учрежден Союз Христиан Евангельской Веры в Польше под председательством И.А. Гериса (Герасевича) из Церкви Бога (Кливленд, Тенесси), а в 1928 Ассамблеями Бога была организована "Русская и Восточно-Европейская миссия" (Чикаго, ныне Eurovision в Кларемонт, Калифорния) с канцелярией и курсами/институтом в вольном Данциге (Г.Г. Шмидт, Д. Джи и др.) с целью объединения русских, украинских, белорусских, польских и немецких церквей, единый Всепольский Союз христиан веры евангельской (Союз ХВЕ) учрежден в 1929 с центром в Лодзи. Там же на Западной Украине в 1920-е гг. появились общины субботствующих пятидесятников ("евангельские христиане-субботники, крещенные  Духом Святым"), первоначально бывшие последователями миссии "Церкви Бога" (Кливленд, Тенесси), а в 30-е гг. - "Евангельские христиане святые сионисты" пророка И.П. Мурашко с акцентом на учении о Сионе. В 1942 г. в оккупированном немцами г. Пятихатки Днепропетровской области состоялся съезд на котором было провозглашено воссоздание Епископальной церкви ХЕВ, другой центр ХВЕ в военные годы находился в Барановичах Брестской области (зарегистрирован в 1943 как Консистория церкви христиан веры евангельской). В 1945 г. под давлением советских властей часть пятидесятников-тринитариев присоединилась к легальному союзу баптистов, а в 1947 - смородинцы, при этом они обещали не практиковать говорение на языках в общих собраниях (эта идея практически полностью повторяла политику нацистов в Германии по объединению всех пятидесятников с баптистами). Большинство же общин, особенно российских, отказалось и ушло в подполье, в 1956 г. их харьковский съезд провозгласил существующим и независимым нерегистрированный союз ХВЕ. Власти в свою очередь Инструкцией 1961 г. прямо запретили регистрировать изуверские секты, в т.ч. пятидесятников, лишь с 1968 началась регистрация отдельных местных общин (до перестройки легализовалось около 200), опять же обещавших не практиковать глоссолалию, но и в этот период большинство общин отказалось, продолжая подпольные службы, распавшись на киевское и московское "братства". В 1989 г. большинство общин пятидесятников выходит из ВС ЕХБ, с 1990 начинается время свободного самоопределения, как зарегистрированных ранее, так и незарегистрированных общин. С 1985 идет распространение в России харизматизма - в Гатчину (Ленинградская обл.), а затем Хакассию начинает приезжать шведский пастор из церкви "Слово Жизни" (представляющая "Движение веры"), в Абакане создается библейская школа.
 Объединенная церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ) (ochve.net) - объединение нерегистрированных общин пятидесятников России и бывших советских республик, сохраняющих принцип независимости от властей с советских лет; в 1992 в Москве первый легальный съезд общин (при содействии "Церкви Бога, Кливленд, Теннесси") решил принять название церкви и структуру управления (Съезд епископов церкви раз в 2-3 года, избирающий Правление совета епископов и начальствующего епископа); юридическим представителем Церкви выступает "Российская Ассоциация Миссий Христиан Веры Евангельской" (РАМХВЕ) со своими конференцией, советом и Директором; ныне начальствующий епископ избран с Украины, епископ по России живет под Петербургом, в России действуют около 500 общин и Рыбницкий библейский колледж;
 Российская церковь Христиан Веры Евангельской (РЦХВЕ) (hve.ru) - консервативное объединение пятидесятников, ассоциированное с Всемирным братством Ассамблей Бога (World Assemblies of God Fellowship), созданное в 1990 на I cъезде Союза Христиан Веры Евангельской РСФСР (переименован в РЦХВЕ в 2004) в основном зарегистрированными общинами пятидесятников, покинувших союз баптистов (ЕХБ), тогда же на Украине была учреждена именуемая ныне "Украинская Церковь Христиан Веры Евангельской"; центр в Москве, управляется Съездом, Советом Союза, Председателем и Начальствующим Епископом; имеет около 2 тыс. общин и 3 теологических института;
 Российские Ассамблеи Бога Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (russian-assemblies.org) - консервативное объединение, входящее во Всемирное братство Ассамблей Бога (World Assemblies of God Fellowship) (возникло в Америке еще в 1914, прежний центр в Спрингфилд, Миссури, сейчас единого центра нет, - наибольшая церковь после католической и русской), основанное в России в 1993 как новый независимый союз общин от РЦХВЕ, хотя сами Ассамблеи Бога стояли у истоков пятидесятничества в России;
 Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) (cef.ru) - объединение 25 автономных ассоциаций преимущественно харизматического тринитарного направления ("Церковь Божия", "Полное Евангелие", "РЕМА", "Виноградник", "Роса", "Ассоциация христиан веры евангельской (пятидесятников) Церкви веры" из шведской церкви "Слово жизни", и др.), частью вышедших в 1995 из ОЦХВЕ (их лидер был рукоположен в "Церкви Бога, Кливленд, Теннесси", что было расценено в ОЦХВЕ как нарушение договоренностей); зарегистрирован в 1995 как Российский Союз христиан веры евангельской "Церковь Божия", позднее переименованный в РОСХВЕ, с центром в Москве и руководящими Генеральной Конференцией, Правлением, Председателем и Начальствующим Епископом; входит около 1,5 тыс. общин;
Божья Церковь России (cogop.org) - российское отделение всемирной Церкви Бога пророчеств (Church of God of Prophecy, COGOP) с центром в Кливленде (Тенесси, США), отделилась от в 1923 от расположенной там же Церкви Бога, когда основатель последней А.Д. Томлинсон был отстранен от руководства, Первоначально Церквовь использовала то же название, но в 1952 была вынуждена сменить его на новое, с 2004 этими церквами ведутся переговоры о воссоединении; Церковь управляется епископами, в частности епископом стран Европы, СНГ, Ближнего и Среднего Востока (Германия), в 1998 на Украине была образована Божья Церковь ХВЕУ, а вскоре и Церковь в России, возглавляемая Национальным епископом России;
 Союз Церквей Евангельских Христиан в Духе Апостолов (СЦЕХДА) (mbv.spb.ru) - объединение пятидесятников-единственников харизматического толка, восходящее к первой пятидесятнической церкви ЕХвДА в Хельсинки (1913), Выборге (1915) и Петрограде (1916), которые в 1947 (в основном лишь из Ленинграда и Москвы) вошли в ВСЕХБ, но в 1978 ленинградская община была зарегистрирована в качестве автономной и в 1979 в п. Парголово в Ленинграде был приобретен молитвенный дом, в 1990 создана Миссия "Благая Весть", в 2004 вошли на правах автономии в состав харизматического РОСХВЕ, также член международного унитаристского объединения, существующего с 1971, Апостольское Всемирное Христианское Сообщество (Apostolic World Christian Fellowship, AWCF) с центром в Эвансвилл (Индиана, США); руководит организацией Первый Пресвитер, центр в Петербурге, имеет около 20 общин в Петербурге, Ленинградской и Псковской обл., Липецке, Удмуртии, Ростове-на-Дону, Майкопе, Белоруссии (Брестская и Гомельская обл.), Эстонии (Таллин), Казахстане (Караганда) (не все из них входят официально), есть также Духовная академия (заочная); сотрудничает с выделившейся из Союза в 2015 Миссией "Свет Христа" (также членом РОСХВЕ);
■ Объединение Евангельских Христиан в Духе Апостолов (ОЕХвДА) (ehvda.ru) - консервативная церковь пятидесятников-единственников, отделившаяся от СЦЕХДА в 2001, в 2003 зарегистрирована Церковь ЕХвДА "Провозвестница" в прежнем центре Союза, п. Парголово (Выборгский р-н Петербурга), а в 2007 регистрируется собственно ОЕХвДА, управляется Старшим пресвитером, есть общины в Москве, В. Луках (Псковская обл.), Торопце (Тверская обл.) и др.;
Союз церквей евангельских христиан-субботников, крещенных Духом Святым - неформальное объединение общин субботствующих пятидесятников Украины, России и Прибалтики - особой деноминации, возникшей в 1920-е на Западной Украине (тогдашняя территория Польши и Чехословакии); первоначально верующие были последователями миссии "Церкви Бога" (Кливленд, Тенесси), центром миссии стал г. Кременец Тернопольской обл., где Д.А. Герасевич (брат И. Гериса) издавал с 1935 журнал "Будівничий Церкви Божої" и был лидером оппозиционного крыла "Церковь Божия (духовные)" внутри Всепольского Союза ХВЕ, и в виду того, что многие верующие были бывшими адвентистами седьмого дня в общинах, сохраняя учение о трех благословениях, стала соблюдаться суббота, другой особенностью стал обычай братского целования с лицами обоих полов, в 1930-е имели место призывы к переселению на Сион; в советские годы церкви были на нелегальном положении, но и ныне отказываются от госрегистрации, большинство общин в Закарпатской и Тернопольской обл. Украины, в России в основном в Краснодарском крае, посредством ссыльных возникли группы в Сибири;
■ Церковь Хиллсонг (hillsong.com/ru/ukraine/) - харизматическая церковь с теологией процветания, создана в 1983 в Сиднее (Австралия), известна записями своих поп-песен, попадавших в хит парады, возглавляется супружеской четой старших пасторов, по отдельным странам есть лидирующие пасторы, первые автономные зарубежные отделения появились в Лондоне, Кейптауне и Киеве, с 2007 собрания проходят и в Москве /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Собрание пятидесятников РОСХВЕ (www.baznica.info)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения