ДУХОВНОЕ ХРИСТИАНСТВО / SPIRITUAL CHRISTIANITY

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

ДУХОВНОЕ ХРИСТИАНСТВО: Общее имя для нескольких реформационных внецерковных течений русского происхождения. Несмотря на то, что реформационные движения на Руси были и в Средние века (стригольники и "новгородско-московская ересь"), до нащих дней сохранились лишь течения, возникшие в Новое время. Христововеры (самоназвание "люди Божьи", известны и как хлысты) - старейшее движение: в их песнях есть указания на деяния их учителей ещё во времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, однако основателем ими же считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов) (ум. 1 января 1700), в которого в 1645 г. на горе Городина в приходе Егорьевском Стародубской волости Муромского уезда Владимирской губернии вселился сам Бог Саваоф и дал 12 новых заповедей (вера в Дух, отвержение любых книг, пьянства, мяса и брака). Так как Саваоф сошел однажды, то его преемники стали Христами и Богородицами (первый - Иван Тимофеевич Суслов, второй - Прокопий Данилович Лупкин). Тайные общины (корабли) управлялись кормщиками; богослужения (радения) носили экстатический характер в виде кружений и пророчеств; вероучение дуалистично: мир духовный создан Богом, а материальный - Сатаной, верят в переселение душ. В составе христововеров возникли самостоятельные течения: в 1770 г. появились скопцы (основатели Андрей Петров Блохин и Кондратий Иванович Селиванов, толкующие безбрачие вплоть до оскопления); постники появились в первой четверти XIX в. (основатель Аввакум Иванович Копылов, который вернул Библию и усилил пищевые запреты); в 1830-е возник "Израиль" или Старый Израиль (основатель Перфил Петрович Катасонов ограничил экстатическую обрядность и узаконил брак); "Новый Израиль" (в 1891 г. Василий Семенович Лубков окончательно отменил радения и формальные посещения православных служб, в 1913 г. он и многие его последователи переселились в Уругвай). На сегодняшний день христововеры практически исчезли в ходе советских репрессий (остатки постников в Тамбовской области, скопцов в устье Дуная на Украине) и переходом к пятидесятникам. Второе крупное течение духовных христиан - Духоборы (духоборцы): движение, первоначально близкое к христововерам, основал в 1750 г. Силуан Колесников (ум. 1775), казак с. Никольское Екатеринославской губернии, учивший вере только в Св. Духа (воскрешение толкуется духовно), отвергавший Библию (песни духоборов позднее составили Животную книгу), отрицается всякая обрядность ("Бог не в бревнах, а в ребрах"), признается переселение душ. В нач. XIX в. власти переселили всех духоборов в Мелитопольский уезд Таврической губернии на берега реки Молочной, позднее их сослали на Кавказ, где они после введения всеобщей воинской повинности сожгли оружие в 1895 г., результатом репрессий стала эмиграция значительной части верующих, при поддержке Л. Толстого и зарубежных квакеров, в 1898-1899 гг. в Канаду. В России компактно проживают в пос. Целина Ростовской области (при передаче Карсской области Турции сюда были переселены русские жители) и некоторых других селах. Третьим основным течением духовного христианства являются Молокане (по названию "духовного молока" (1 Петра 2:2): основатель Семен Матвеевич Уклеин (1727-1809) из Уварово Борисоглебского уезда, бывший духобор и зять второго лидера духоборчества Иллариона Побирохиня, в 1760 г. выступил за признание Библии в качестве высшего авторитета, написал "Обрядник", отвергал телесное воплощение Христа, т.к. имел ангельское тело, крещение и причащение, употребление свинины и алкоголя. Течения внутри современного молоканства: постоянные, евангельские, духовные (прыгуны) и максимисты (два последних близки пятидесятникам). Основными местами компактного проживания молокан являются Целинский район Ростовской области, Ставропольский край (куда были репатриированы из Турции в 1961 г.), Владикавказ, Закавказье, Запорожская область Украины, Кишинев, Сан-Франциско ("русская горка", куда эмигрировали в 1902 г.). Наконец, еще одним течением являются Духовные христиане-трезвенники (чуриковцы) с идеей о духовном спасении путем отказа от алкогольных напитков и курения, основанное самарским крестьянином Иваном Алексеевичем Чуриковым (Братцем Иоанном Самарским) (1861-1933), который после смерти жены и неудач в трактирном деле раздал остатки имущества, надел вериги и пошел странствовать, с 1894 г. начал проповедовать в Кронштадте и Петербурге (в 1894 г. состоялась регистрация "Общества народных трезвенников"), неоднократно арестовывался, работал одно время сиделкой в приюте, в Обухове построил "Молитвенный дом братца Ивана Чурикова", а в 1906 в пос. Вырица Петербургской губернии - Дом трезвости, в 1911 г. близ Вырицы организовал сельхозколонию и зарегистрировал "Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников" (преобразованный в 1918 в Трудовую Коммуну трезвенников Братца Иоанна Чурикова), в 1929 г. был арестован и умер в заключении. Сам основатель никогда открыто не порывал с православной церковью, которая отлучила его в 1914 г., после революции он временно сотрудничал с обновленцами. Последователи верят в его божественное происхождение и последнее пророчество, на службах поют православные и собственные псалмы, свидетельствуют об исцелениях, причащаются сахаром, соблюдается вегетарианство. Центром остается приход в Вырицы. Иногда в Духовное христианство включаются и общины толстовцев.
■ Религиозное объединение Духоборцев России (duhobor.ru dukhobors.narod.ru) - межрегиональная организация, созданная в 1991 в пос. Целина Ростовской области состоялся съезд духоборов, на котором было учреждено "Религиозное объединение Духовных Борцов Христа - Духоборцев СССР" с центром в Ростове-на-Дону, вскоре переименованный, управляется Советом Объединения и Председателем; помимо пос. Целина крупные общины имеются в с. Кочубеевское Ставропольского края и Архангельское Тульской области;
■ Союз общин Духовных Христиан молокан в России (сдхм.рф) - межрегиональная организация; в 1921 молокане организовали Союз Духовных Христиан - молокан, распущенный в 30-е, в 1991 молокане создали существующий Союз общин (входят в основном общины постоянных молокан) с центором в с. Кочубеевское Ставропольского края; управляется духовным советом и старшим пресвитером; в 1997 при поддержке американских молокан был построен Молоканский центр в с. Кочубеевском; местоположение общин - Москва, Иноземцево Ставропольского края, Владикавказ, Нальчик, Тольятти, Слободка и Ольшанка Тульской области;
■ Общество Духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова (святаятрезвость.рф) - до перестройки трезвенники собирались подпольно, в 1989 община была вновь зарегистрирована, возвращен "Дом Трезвости" в пос. Вырица (в 1991 от них отделились не обожествляющие Чурикова православные трезвенники); общины также есть в Петербурге, Вологде, Сямже, Рыбинске, Череповце, Суздали, Выборге, Боровичах, Краснодаре, Воронеже, Сердобске, за рубежом в Житомире, Харькове, Обруче, Минске и Литве /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Радение христововеров (www.wikimedia.org)

Лидеры "Нового Израиля", 1917 (szhaman.livejournal.com)

Христиане молокане (www.сдхм.рф)

Дом христиан-трезвенников 1906 Вырица (www.wikimedia.org)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения