КАТОЛИКИ ЛАТИНСКОГО ОБРЯДА

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

Елизаветки, Новосибирск (www.elizavetki.com)

КАТОЛИКИ ЛАТИНСКОГО ОБРЯДА (Римско-Католическая церковь латинского обряда): Наибольшее по численности течение католицизма в мире и России. Как было выше сказано, первые епархии католиков на территории России были учреждены в Черкессии, Крыму и Золотой Орде в XIV в. Власти Российской империи согласились на создание католической епархии в 1773 г. (Могилевская епархия, позднее Могилевская митрополия, включавшая несколько епархий). В 1801 году создана Римско-католическая духовная коллегия в Санкт-Петербурге наподобие Синода для православных. Согласно конкордату между Святым Престолом и Россией 1847 г. на западе империи существовали Виленская, Самогитская, Минская, Каменецкая, Луцко-Житомирская и Тираспольская (с 1853 года с центром в Саратове для поволжских немцев) епархии во главе с Могилевским архидиоцезом (резиденция Могилевского архиепископа была перенесена в Петербург). Помимо литовцев, поляков, немцев, французов и иных представителей католических народов в России, к данной церкви обращались и некоторые коренные россияне (в конце XVII в. возникла русская католическая община диакона Петра Артемьева, в XIX в. Д.Д. Голицын (идет процесс его беатификации), князь  В.С. Печерин, княгиня З.А. Волконская и др.). После революции деятельность католиков в СССР стала почти нелегальной, с целью восстановления католической иерархии, в 1926 г. Папа Пий XI назначил епископа Мишеля д’Эрбиньи Апостольским делегатом на всей территории СССР без обнародования его епископского сана. К концу 30-х гг. в РСФСР оставалось только два действующих католических храма — Св. Людовика в Москве и Лурдской Богоматери в Ленинграде, как церкви при посольствах. Позднее, более менее легально католики действовали только в Литве и Латвии, там же функционировали Каунасская и Рижская семинарии. С 1991 г., после восстановления дипотношений СССР и Ватикана и буллы Папы Иоанна Павла II "Iam pridem" были восстановлены структуры Католической Церкви в России и созданы 4 Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, позднее преобразованные в епархии (диоцезы): Архиепархия Матери Божией в Москве, Преображенская епархия в Новосибирске, Епархия Святого Иосифа в Иркутске и Епархия Святого Климента в Саратове, объединенные в церковную провинцию (митрополию); пасторальный дистрикт Крыма и Севастополя входит в Епархию Одессы-Симферополя Львовской митрополии. Высшим учебным заведением является семинария Мария - Царица Апостолов в Петербурге, с 2000 г. - филиал Папского Латеранского университета. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
■ Конференция католических епископов России (catholic-russia.ru) - национальное объединение католического епископата в РФ, подобное объединениям других стран, предусмотренное каноническим правом церкви как организация публичного права, при этом каждый епископ сохраняет самостоятельность, конференция же выполняет координирующую роль, учреждена в 1999, глава архиепископ-митрополит;
■ Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве (cathmos.ru) - территориальный орган церковного управления Севера-Запада России; до революции в составе Могилевской митрополии с центром в Петербурге, с 1950 - в ведении Рижской архиепископии, в 1991 образована Апостольская администратура для католиков латинского обряда Европейской России, в 1999 переименована в апостольскую администратуру Севера Европейской России, а в 2002 приобрела статус епархии (диоцеза) во главе с архиепископом-митрополитом, являющимся одновременно и главой всей российской митрополии; кафедральным является Собор (костел) Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва);
■ Рыцарский Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского - Магистерская делегатура в РФ (OESSH Россия) (oessh.ru), - отделение международной немонашеской организации мирян и клириков с целью поддержки Церкви на Святой Земле и распространения веры на Ближнем Востоке; Орден восходит к Братству Регулярных Каноников, основанному около Храма Гроба Господнего в Иерусалиме в 1099 после Первого крестового похода, Готфрид Бульонский (1060-1100) стал правителем Иерусалимского королевства, но отказался от коронации, предпочтя титул защитника Гроба Господнего и основав Орден, который в 1113 был признан Папой, в 1496 управление Орденом перенесено из Иерусалима в Рим и Папа Александр VI возглавляет его в ранге Великого магистра, Папа Пий IX в 1847 восстановил латинский Иерусалимский патриархат и утвердил новый устав Ордена, подчинив его непосредственно Папе; Орден возглавляется Великим Магистром, вторым лицом является Латинский Патриарх Иерусалима в качестве Великого Приора Ордена, нижестоящая иерархия состоит из Рыцарей и Дам: Рыцари, Командоры, Командоры со Звездой или Старшие Офицеры, Рыцари Большого Креста (представители элитарных кругов); с 2010 существует делегатура Ордена в России во главе с великим приором;
■ Орден Босых Кармелитов (OCD) (ocd-usole.org/ru/) - монашеское братство и сестричество (автономны) созерцательного нищенствующего закрытого типа (помимо 3 основных обетов приносится обет клаузуры); восходит к Ордену братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (OCarm) - кармелитам, основанному ок. 1154 у источника пророка Илии на горе Кармель в Палестине крестоносцем Бертольдом Калабрийским с особо аскетичным уставом св. Альберта и почитанием Девы Марии, вскоре община была вынуждена переселиться в Европу, где изменили устав на менее строгий деятельного типа; основателями реформированного и возрождающего строгий первоначальный затворнический устав с практикой молчания Ордена стали кармелитка и испанская писательница св. Тереза Иисуса (Авильская) и св. Иоанн Креста (для мужской ветви) в 1562, первоначально как автономия в сотаве прежнего ордена, признан Папой в качестве самостоятельного в 1587, всемирный центр в Casa Generalizia dei Carmelitani Scalzi (Рим) во главе с Генеральным Настоятелем; на территории Литвы и Украины монастыри босых кармелиток появились уже в XVII в., заметную роль в распространении кармелитской духовности в России сыграл св. Рафаил Калиновский, польский босой кармелит, сосланный в Сибирь, в постсоветские годы монастыри России относятся к Варшавской провинции: до 1996 действовал монастырь в Москве, в 1998 основан женский монастырь в Новосибирске, в 1999 в г. Усолье-Сибирское Иркутской обл. появилась мужская община, а с 2002 женская;
■ Орден Францисканцев (OFM) - Фонд святого Франциска (ofm.org) - отделение Ордена Братьев Меньших (обсервантов, бернардинцев), старейшего монашеского братства нищенствующего деятельного типа, наиболее многочисленного из католических орденов; основан в 1209 св. Франциском Ассизским, оставившего дом богатых родителей, узаконен Папой в качестве ордена в 1223 (в 1212 был создан также женский орден кларисс, а в 1221 - секулярный Третий Орден братьев меньших, состоящий из мирян, следующих духовности францисканцев), в результате того, что постепенно основные позиции в ордене заняли сторонники учреждения монастырей (конвентуалы), сторонники прежних правил св. Франциска (обсерванты или собственно францисканцы) образовали свою параллельную иерархию, а в 1517 разделились с конвентуалами, в последующие века обсерванты разделились на еще более и менее аскетические течения и только в 1887 Леонианская уния учредила современный Орден; центральным моментом практики является уподобление нищему Иисусу в соответствии с уставом св. Франциска; управляются Генеральным Министром из Порциончола (Ассизи, Италия); именно францисканцы оставили след в распространении католичества в XIII в. на землях Северного Причерноморья (смешанная итало-адыгейская община именовалась френккардаши) и Золотой Орде (еще в 1245 они направили миссию через Киев в Монголию), собственно первым францисканцем-обсервантом в Московской Руси был папский легат Иоанн Франциск, епископ Сакры, к русскому князю в 1526, с 1611 действовал миссионерский центр бернардинцев в Смоленке, с 1620 в качестве монастыря, после того, как город отошел к России в 1655 монахи покинули монастырь и он возродился только в 1781 и существовал до сер. XIX в., Фонд св. Франциска во главе с президентом, созданный в 1997 объединяет общины России и Казахстана (Новосибирск, Петербург, Смоленск, Уссурийск);
■ Францисканский Орден мирян (OFS) - Россия (Facebook) - Братство OFS есть Третий после мужского и женского орден францисканцев-обсервантов, объединяющий мирян мужчин и женщин, а также немонашествующих духовных лиц (терциариев), желающих следовать духовности св. Франциска, основан в 1221 самим Франциском Ассизским, российские группы (Москва, Н. Новгород, Смоленск и др.) возглавляет национальный министр;
■ Орден Францисканцев - Братьев Меньших Конвентуальных (OFM Conv.), Российская Генеральная Кустодия св. Франциска Ассизского (francis.ru) - известное под именем конвентуальных францисканцев монашеское братство нищенствующего деятельного типа, одна из трех ветвей Первого францисканского ордена, в эпоху дискуссий внутри ордена между конвентуалами, т.е. сторонниками основания монастырей, подобных прежним орденам (лат. convent) и обсервантами (сторонниками соблюдения устава св. Франциска) представляли официальную основную иерархию францисканства (в т.ч. св. Бонавентура), разделены Папой с обсервантами в самостоятельные структуры в 1517, под управлением конвентуалов осталась Базилика св. Франциска в Ассизи в качестве духовного центра, орден возглавляется Генеральным Министром в Риме; в 1682 во главе миссии, направленной Контеграцией пропаганды веры в Москву, был поставлен конвентуальный францисканец, отец П. Шимман, с 1771 по 1832 существовал монастырь конвентуалов со школой в Сокольниках (Псковская обл.), сейчас монастыри имеются в Москве (с 1993), Петербурге, Калуге, Черняховске, Астрахани и Элисте, в 2001 они объединены в Генеральную Кустодию;
■ Орден Братьев Меньших Капуцинов (OFM Cap.) (ofmcap.org) - монашеское братство нищенствующего деятельного типа, одна из трех ветвей Первого францисканского ордена (кратко именуются капуцинами); основан в 1525 францисканцем-обсервантом Маттео Серафини (Маттео Басси) в Италии для более строгой практики, автономия признана Папой в 1528, выделился из ордена францисканцев (OFM) в 1619, в течение XVII-XIX вв. капуцины создали миссии в Африке, Америке, Индии и Китае, Орден управляется Генеральным Министром (имеются также женский и мирской орден); отечественная история ордена началась в 1692, когда для руководства московской общиной прибыли 2 капуцина родом из Богемии, в 1705 шесть капуцинов основали монастырь в Москве, а в 1617 монастырь со школой в Астрахани, после высылки из России всех иезуитов именно капуцинам в 1720 было доверено окормление петербургской и московской общин, с 2003 появилась община в Воронеже;
Доминиканцы (OP) - Орден Проповедников в России (praedicatores.ru domenicanedisansisto.org) - монашеское братство, а также автономный женский орден, нищенствующего деятельного типа, один из самых многочисленных и известных католических орденов, основан св. Домиником де Гусманом в 1214 во фнанцузской Тулузе (женская созерцательная община возникла ранее в 1206), признан Папой в 1216; преимущественно нацелен на проповедь Евангелия, миссию среди неверных и изучение теологии (к ордену принадлежал знаменитый Фома Аквинский, должность Богослова Папского Дома обязательно занимает доминиканец), управляется Генеральным Магистром в монастыре Сабина (Рим); уже в 1236 венгерские доминиканцы отправились за Волгу на поиски прародины мадьяр, в 1612-1639 миссия доминиканцев действовала в Каффе (османский Крым) среди пленных поляков, а в 1724 в связи с дискуссиями в среде католиков Москвы и Петербурга францисканские священники были заменены на доминиканцев, но с 1732 доминиканцы остались только в Петербурге, где в 1815 они вновь заменили теперь уже высланных иезуитов, создав при храме полноценный монастырь (действовал до 1917), сейчас в Петербурге есть возрожденная в 1991 община (дом) при храме св. Екатерины Александрийской, служит Орден также в Петрозаводске, Ярославле и Ялте, управляется Генеральным викариатом Украины и России ордена доминиканцев св. Михаила Архангела; в структуру ордена входят и 150 женских конгрегаций, помимо основной - Доминиканок созерцательного типа, возникли и проповеднические: Сестры Доминиканки миссионерки Христа и Марии - основаны о. Яцеком Воронецким в Польше в 1932, с 1948 включены в Орден, имеют монастырь в Орле, и Сестры Доминиканки миссионерки святого Сикста - основаны сицилийской доминиканкой Марией Антонией Лалией (1839-1914), в мистических видениях призванная к миссии в России ради единства церквей, в 1877 она дает обет поехать в Россию и начинает писать Александру II, отправляется в Рим, где центром конгрегации (основана в 1893) стал связанный с жизнью св. Доминика полуразрушенный монастырь св. Сикста, однако вскоре она была отстранена от управления, сестры так и не смогли поехать в Россию, направив усилия на Латинскую Америку, с 1903 включены в Орден, признаны Папой в 1936, лишь в 1993 (юбилей конгрегации) несколько сестер из Рима и Америки приехали в петербургский приход св. Екатерины;
■ Общество Иисуса (SJ) Российский регион (jesuit.ru) - известное как иезуиты, монашеское братство деятельного типа, один из наиболее многочисленных орденов; основан в Риме в 1537 группой студентов Парижского университета, в числе которых были и двое земляков-басков св.св. Игнатий де Лойола и Франциск Ксаверий, Общество признано Папой в 1540, в основном оно занялось обновлением Церкви в качестве контрреформации и распространением духовных упражнений среди всех христиан; в соответствии с папским указом 1773 общество Иисуса было распущено (кроме территории Пруссии и России, где был был поддержан Екатериной II), но восстановлено в 1814; Общество управляется Генеральным Суприором (Отцом), который находясь в Риме подчиняется только Папе (послушание которому является одним из обетов иезуитов); иезуиты внесли вклад в образование, науки, миссионерство, доктрину папской непогрешимости; история в России связана еще с миссией Контеграции пропаганды веры в Москву 1684-1689 в лице иезуитов (о. Иоганн Шмидт и др.), в нач. XVIII в. иезуиты служили в османском Крыму, построив костел в Бахчисарае, в годы роспуска ордена в XVIII в., он действовал в России (с 1801, по просьбе Павла I, с одобрения Папы), основав в 1812 академию в Полоцке, а в Петербурге, окормляя с 1800 церковь св. Екатерины, - "благородный пансион", в котором учились дети многих аристократов, с 1805 по 1820 генералом Общества был российский поляк Фаддей Бжозовский, однако в 1815 Александр I изгнал иезуитов из Петербурга, а в 1820 - из страны (запрет продолжался до 1917), в постсоветские годы деятельность возобновилась в 1992, когда был зарегистрирован Независимый российский регион, сегодня общество присутствует в Москве, где открыт Институт св. Фомы, Новосибирске и Томске;
Конгрегация миссий (CM) Вице-провинция Свв. Кирилла и Мефодия (svincent.org ovtar.com/ru/), известны как викентийцы и лазаристы, - монашеское братство апостольской жизни (тип монашеской конгрегации без принесения вечных обетов), основанное св. Викентием де Полем в 1625 во Франции, признано Папой в 1633, старый центр конгрегации в монастыре св. Лазаря (Париж), руководитель - Генеральный Суприор; сосредоточены на миссии среди бедных и подготовке священников; в Свердловскую обл. (Н. Тагил, Североуральск и Краснотурьинск) словенские и польские братья прибыли в 1997, в 2001 лазаристы из Ирландии учредили Вице-провинцию Свв. Кирилла и Мефодия в Киеве для Украины, Белоруссии и России;
Конгрегация Дочерей Милосердия (FdC) (ovtar.com/ru/) - монашеское сестричество апостольской жизни, ветвь от Конгрегации миссий; основано свв. Викентием де Полем и Луизой де Мариякв в 1633 во Франции для служения бедным за пределами монастырей; общество является одним из 12 членов Федерации сестер милосердия викентийской традиции; в Россию (Нижнетагильский дом) сестры из Словакии прибыли в 2000, трудясь в детском клубе и туберкулезной больнице;
■ Редемптористы. Конгрегация Святейшего Искупителя (CSsR) (redemptorist.ru) - монашеское братство деятельного типа, основано в 1731 в Неаполе (Италия) св. Альфонсом де Лигуори, епископом и доктором церкви, признано Папой в 1749, управляется Генеральным Суприором в Риме; основным слежением братьев является помощь беднейшим слоям и распространение почитания иконы  Божьей Матери Неустанной Помощи; редемптористом был русский католик В.С. Печерин, в 1908 братья из Польши проповедовали среди потомков ссыльных в Сибири, в 1958 в Прокопьевске Кемеровской обл. начал служить иеромонах с Украины, редемптористы в России и Казахстане объединены в единый регион Св. Герарда Варшавской провинции (Оренбург, Орск, Кемерово, Юрга, Тольятти, г. Пионерский Калининградской обл. и др.), община Прокопьевска отнесена к греко-католической Львовской провинции; основательницей Ордена Пресвятого Искупителя - Сестер Редемптористок (OSsR) стала Мария Челесте Кростароза (идет процесс ее беатификации) в 1739 в г. Фоджа, хотя первые правила она написала еще в 1725 (община в Петропавловске, Казахстан);
■ Миссионеры Облаты Непорочной Марии (OMI) (evpatoria.omi.org.ua) - монашеское братство деятельного типа (Облаты), основанное св. (Шарлем Жозе) Евгением де Мазенодом в Экс-ан-Провансе (Франция) с целью проповеди на провансальском языке под названием "Общество миссионеров Прованса", под новым именем было признано Папой в 1826, позднее открыли миссии в Канаде, Алжире, Ю.-В. Азии и др., особо почитают Пресвятую и Непорочную Деву Марию и специализируются на трудных миссиях, облаты России (в Пятигорске Ставропольского края и с 1997 в Евпатории и чешском пос. Братское (Крым) входят в делегатуру польской провинции на Украине, где они присутствуют с 1989;
■ Община Марии - Отцы Маристы (SM) (maristsm.org) - монашеское братство деятельного типа, основана в Лионе (Франция) в 1816 двенадцатью семинаристами (о. Жан-Клод Колен, св. Марселлин Шампанья и др.), признана Папой в 1836 (отдельно утверждены Малые братья Марии и Сестры Святого Имени Марии, SM), основа духовности - уподобление Деве Марии, Общине была доверена миссия на о-вах Зап. Океании (Новая Гвинея и Зеландия, Самоа и др.), резиденция Генерального Суприора в Риме, в России служат в Москве;
■ Конгрегация Сестер Святой Елизаветы (CSSE) (elizavetki.com) - елизаветки, монашеское сестричество деятельного типа, основано в 1842 в немецком Нысе (Верх. Силезия, Австро-Венгрия) Кларой Вольф и еще 3 сестрами для следования житию Св. Елизаветы и социальной работы (бесплатные обеды, приюты, тюрьмы, одинокие матери, религиозное воспитание), в России с 1993 в Новосибирске (детский дом и клуб для малообеспеченных детей), Курске и Туле;
■ Ассумпционисты (AA) - Августинцы Успения Пресвятой Богородицы (assumptio.org) - монашеское братство деятельного типа, основано в 1845 французским священником Эммануэлем д’Альзоном г. Ним (Франция) с уставом св. Августина, признано епископом в 1850, Папой в 1864, ликвидированы антиклерикальным правительством во Франции в 1900, резиденция Генерального магистра в Риме, целями выступают образование и пресса, экуменизм, поддержка восточных обрядов и борьба с расколами, управляется Генеральным Настоятелем; в России с 1903, сотрудничали с российскими греко-католиками, в советские годы являлись капелланами американского посольства в единственном действовавшем московском костеле св. Людовика, в 1991 возобновили служение в этом храме;
■ Сестры Ассумпционистки (OA) или Сестры Успения - одно из пяти монашеских сестричеств, возникших под влиянием конгрегации ассумпционистов (АА), основано в Ниме в 1865 Э. д'Альзоном и Мари Коррансон, признаны Папой в 1927, община действует в Москве;
■ Миссионеры-сыновья Непорочного Сердца Блаженной Девы Марии - Миссионеры Кларетины (CMF) (claret.ru) - монашеское братство деятельного типа, основанное в 1849 в г. Вик в испанской Каталонии св. Антонием Марией Кларетем (в 1855 создал также конгрегацию Миссионерок-кларетинок Непорочной Девы Марии, RMI), признаны Папой в 1870, особое внимание уделяют миссионерству, СМИ и подготовке специалистов канонического права; с 1992 община в Красноярске и Красноярском крае, а также в Петербурге, Мурманске, Братске и Ачинске;
■ Сестры Францисканки Семьи Марии (CSFFM или RM) (siostryfranciszkanki.pl) - монашеское сестричество деятельного типа, основано в Петербурге в 1857 св. Зигмунтом Щенсным Фелинским, священником, профессором философии в Академии (позднее архиепископ Варшавский); первоначально в 1856 был основан приют "Семья Марии" о. Константином Любинским, где начали трудиться без монашеских обетов первые 3 сестры, в дальнейшем попечение о приюте переходит к о. Зигмунту, а настоятельнецей становится Флорентина Димман, возникли одна из лучших в столице школа-интернат для девочек, дом престарелых, больница и швейная мастерская, создаются подобные общины в Варшаве, Одессе, Крыму, В. Новгороде, Галиции (Австро-Венгрия) и Бразилии, в 1891 сестры были признаны львовским архиепископом, в 1903 устав францисканцев-терциариев заменил прежние правила о. Зигмунта и в то время как галицийские дома с центром во Львове сохраняли независимость, польско-российские общины в 1908 присоединились к конгрегации Сестер францисканок миссионерок Марии, но после того, как Конгрегация за рубежом была признана Папой в 1913 (окончательно в 1934), в период 1914-1919 к ней вернулись прежние дома, позднее резиденция Матери Настоятельницы из Львова была перенесена в Варшаву; в России в советские годы дом в В. Новгороде действовал до 1921, в Петербурге община возродилась в 1997 (костел Успения Пресвятой Девы Марии);
■ Салезианцы Дона Боско (SDB) (donbosko.ru sdb.org) - Общество св. Франциска Сальского - монашеское братство деятельного типа, основанное в 1859 священником и педагогом св. Иоанном Боско (Доном Боско) в Турине (Италия) с ораторием, приютами и мастерскими для подростков, признано Папой в 1874; занимается миссией среди бедной и трудной молодежи на основе преданности и полном исключении наказаний, особо почитаются Божья Матерь, св. Франциск Сальский и Дон Боско; центр в Риме, руководитель - Старший Ректор; эта конгрегация с Генеральным Настоятелем в Риме является центром для Салезианской семьи, включающей Сестер Салезианок (FMA), Ассоциацию Салезианских сотрудников и др.; общины в России представлены в Москве, Петербурге, Гатчине, Р-н-Дону, Якутске и Алдане (Якутия);
■ Сестры-салезианки (FMA) (donbosko.ru cgfmanet.org) - Дочери Марии Помощницы Христиан - монашеское сестричество деятельного типа, ответвление салезианцев, основано в 1872 св.св. Доном Боско и Марией Доменикой Мадзарелло в Морнезе (Италия), автономия признана Папой в 1906 при том, что глава мужского ордена является для нее апостольским делегатом, центр в Риме, общины возглавляются директриссами, в основном занято интегральным образованием девочек и молодых женщин, есть община в Москве;
■ Общество Слова Божия/Вербисты (SVD) (svd.org.ru) - монашеское братство деятельного типа, было основано в Голландии в 1875 св. Арнольдом Янссеном, немецким священником, сначала как миссионерское немонашеское общество с уставом доминиканских терциариев, которое в 1878 начало миссию в Китае, монашеским общество стало в 1884, признано папским правом в 1905; основной идеей выступает жизнь Божественной Троицы в миссии, вербисты известны своими антропологическими трудами, трудятся на Филиппинах, Папуа, в Индонезии, Японии и др., в России служат в Москве, Петербурге, Иркутске, Благовещенске и др.;
■ Сестры-Служительницы Святого Духа (SSpS) - монашеское сестричество деятельного типа, основано в 1889 в Штайле (Голландия) св. Арнольдом Янссеном и двумя сестрами, Еленой Штолленверк и Хендриной Штенманс, в качестве женской ветви вербистов, управляется генеральной администрацией в Риме; в Москве с 1991, есть общины в Кемерово, Абакане, Иркутстке, Крыму и др.;
■ Сестры-урсулинки Сердца Иисуса в агонии (USJK) - монашеское сестричество деятельного типа, имя "урсулинки" восходит к Ордену св. Урсулы (OSU) - урсулинкам, основанному в 1535 в Брешиа (Италия) св. Анджелой Меричи, изначально как немонашеское Общество св. Урсулы с уставом третьего секулярного ордена францисканцев, которое было преобразовано в Орден по уставу св. Августина и признано Папой в 1572, занимаясь в основном обучением девочек; собственно конгрегация Сестер-урсулинок основана австрийской урсулинкой св. Уршулой Ледуховской, которая в 1907-1914 с несколькими сестрами трудилась в интернате при польской гимназии Петербурга, позднее среди эмигрантов в Финляндии и Скандинавии, в частности, в 1910-1928 в финской д. Сортвала (ныне Волково Ленинградской обл.) действовал монастырь и интернат для девочек "Мерентяхти" (фин. Звезда моря), в 1920 близ Познани в Польше вместе с вернувшимися из Петербурга сестрами создает новую общину, в уставе которой акцентирует сочетание социальной и евангелической работы с детьми, центром сестричества стал г. Пневы (Польша), в Петербурге община была возрождена в 2007;
■ Конгрегация служительниц Иисуса в Евхаристии (SJE) - монашеское сестричество деятельного типа, известны как Евхаристки (центральное место в духовной практике занимает Тайна Евхаристии); основатель - Архиепископ Виленской Епархии бл. Георгий Матулевич, в 1923 в пос. Друя (Польша, ныне Белоруссия) был открыт первый дом сестер, община создавалась для воспитания детей, социального служения и экуменического общения, в военные годы большинство сестер выехало в Польшу, где образовался центр в г. Прушков, оставшиеся не только сохранили служение на Западе страны, но и в 1976 основали подпольную общину в Караганде, а в 80-е общины и в России, с 1993 дома в России, Казахстане и Грузии входят в состав Делегатуры с центром в г. Маркс Саратовской обл., общины есть в  Марксе, Саратове, Томске, Новосибирске, Челябинске и Краснодаре;
■ Сестры миссионерки милосердия - Сестры матери Терезы (MC) - монашеское сестричество нищенствующего деятельного типа, основанное в 1948 блаженной матерью Терезой из Калькутты (уроженкой Албании), в 1965 признано Папой, устав, написанный основательницей предполагает совершенную бедность, подобную их подопечным из лиц любой религии, монахини носят хабит, сходный с индийским сари; центр конгрегации в Калькутте (Индия), в России есть общины в Москве, Петербурге, Нальчике, Перми, Томске, Новосибирске и Южно-Сахалинске;
■ Миссионерское Братство Verbum Dei (FMVD) (verbumdei.ru) - монашеское братство деятельного типа, основанное в 1963 в Майорке (Испания) о. Хайме Боннетом с особым вниманием к размышлению над Св. Писанием, признано Папой в 2000, существует также Семья Verbum Dei, объединяющая священников, сестер и мирян, принципом выступает равенство всех членов братства, организуются Школы Библии, есть община в Москве (с 1992), сестры трудятся в Петербурге (с 1995);
■ Институт Воплощенного Слова (IVE) Провинция Фатимской Божией Матери Россия (iverussia.org) - монашеское братство деятельного, часть общин созерцательного, типа, основанное в 1984 в Эль Толедано (Сан-афаэль, Аргентина) о. Карлосом Мигелем Буэла, временно в 1998-2001 отстраненным от управления (руководителями были папские комиссары), признана епархиальным правом в 2004, Семья братства с центром в Риме включает также Служительниц Господа и Богородицы Матары (SSVM) (с 1988) и мирян-терциариев; основа духовности - тайна Воплощения Сына Божия и распространение Евангелия, существует ветвь братства с восточными обрядами, в России мужские и женские общины с 1993 в Петербурге, Луге Ленинградской обл., Казани, Ульяновске, Курске, Хабаровске и др., греко-католические в Омске и Саргатском Омской обл.;
■ Священническое Братство миссионеров св. Карла Борромео (FSCB) (sancarlo.org) - монашеское братство деятельного типа, возникло в связи с движением "Общение и освобождение" (CL), член которого, священник Массимо Камизаска, основал в 1985 и возглавил новую ассоциацию, вместе с другими священниками открыл в Риме духовную семинарию, в 1989 братство признано епархиальным правом, в 1999 - Папой (возникла также конгрегация Сестры миссионерки св. Карла Борромео); целью является миссионерство в сочетании с братской жизнью миссионеров, покровители братства - Св. Иосиф и св. Карл Борромео, центр в Риме во главе с генеральным суприором, в России священники служат в Москве и Новосибирске под началом генерального викария;
■ Comunione e Liberazione в России (CL) (ru.clonline.org) - католическое консервативное движение (включая братство как ядро активных членов и Ассоциацию мирян Memores Domini, соблюдающих целибат), в переводе с итальянского  - "Общение и освобождение", основанное в 1950-х итальянским священником и теологом Доном Луиджи Джуссани в Милане в качестве католического ответа марксизму среди студенчества, в 1982 братство признано Папой как ассоциация понтификального права (всемирная); согласно доктрине основателя, не ритуал и не теологические системы и народные верования составляют сущность христианства, но критический опыт живого человека, вера как ответ на потребности жизни; движение возглавляется Президентом в Милане, в России ответственным за движение является сам архиепископ-митрополит церкви;
■ Каритас России (caritas-russia.ru) - национальная благотворительная организация, входящая в крупнейшую международную католическую благотворительную конфедерацию мирян "Caritas Internationalis" с центром в Риме; в 1891 Папа издал энциклику "Rerum Novarum" о социальном служении мирян и в 1897 священник Лоренц Вертманн организовал в немецком Фрайбурге первый епархиальный координационный центр "Каритас", после того, как подобные центры возникли во многих других странах, в 1924 была образована международная конференция с центом в Люцерне (Швейцария), в 1950 в Ватикане принято решение о создании международной конфедерации во главе с Президентом, учрежденной в следующем 1951 и обладающую консультативным статусом в ряде межправительственных организаций; в России Каритас начала деятельность в 1990 в Москве, в 1991 учреждены Каритас европейской части России и Каритас азиатской части России, в 1993 создана общероссийская организация, принятая в 1995 в международную конфедерацию, Каритас создает центры социальной помощи при приходах, оказывает помощь престарелым, инвалидам, больным туберкулезом, бездомным, беженцам и др.;
■ Ассоциация Una Voce Russia (unavoce.ru) - национальная ассоциация Международной федерации Una Voce (Единым гласом) - движения мирян, выступающих за сохранение старого чина богослужения в редакции 1962, латинского языка и григорианского пения в церкви путем создания  внетерриториальных приходов; возникла во Франции в 1964, в 1967 в Цюрихе была учреждена Международная федерация (FIUV), в 2005 основана Ассоциация России, в Москве салезианский священник совершает Тридентскую мессу в Большой часовне кафедрального католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Базилика Св. Екатерины Александрийской 1782 СПб. (www.wikimedia.org)


Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 1911 Москва (www.wikimedia.org)

Доминиканки Сикста и Сестры матери Терезы СПб 1993 (www.catherine.spb.ru)

Принесение монашеских обетов (OFM Conv.) (www.francis.ru)

Босые Кармелитки, Новосибирск (www.sib-catholic.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения