Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России"
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov
Елизаветки, Новосибирск (www.elizavetki.com) |
КАТОЛИКИ ЛАТИНСКОГО ОБРЯДА (Римско-Католическая церковь латинского обряда): Наибольшее по численности течение католицизма в мире и России. Как было выше сказано, первые епархии католиков на территории России были учреждены в Черкессии, Крыму и Золотой Орде в XIV в. Власти Российской империи согласились на создание католической епархии в 1773 г. (Могилевская епархия, позднее Могилевская митрополия, включавшая несколько епархий). В 1801 году создана Римско-католическая духовная коллегия в Санкт-Петербурге наподобие Синода для православных. Согласно конкордату между Святым Престолом и Россией 1847 г. на западе империи существовали Виленская, Самогитская, Минская, Каменецкая, Луцко-Житомирская и Тираспольская (с 1853 года с центром в Саратове для поволжских немцев) епархии во главе с Могилевским архидиоцезом (резиденция Могилевского архиепископа была перенесена в Петербург). Помимо литовцев, поляков, немцев, французов и иных представителей католических народов в России, к данной церкви обращались и некоторые коренные россияне (в конце XVII в. возникла русская католическая община диакона Петра Артемьева, в XIX в. Д.Д. Голицын (идет процесс его беатификации), князь В.С. Печерин, княгиня З.А. Волконская и др.). После революции деятельность католиков в СССР стала почти нелегальной, с целью восстановления католической иерархии, в 1926 г. Папа Пий XI назначил епископа Мишеля д’Эрбиньи Апостольским делегатом на всей территории СССР без обнародования его епископского сана. К концу 30-х гг. в РСФСР оставалось только два действующих католических храма — Св. Людовика в Москве и Лурдской Богоматери в Ленинграде, как церкви при посольствах. Позднее, более менее легально католики действовали только в Литве и Латвии, там же функционировали Каунасская и Рижская семинарии. С 1991 г., после восстановления дипотношений СССР и Ватикана и буллы Папы Иоанна Павла II "Iam pridem" были восстановлены структуры Католической Церкви в России и созданы 4 Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, позднее преобразованные в епархии (диоцезы): Архиепархия Матери Божией в Москве, Преображенская епархия в Новосибирске, Епархия Святого Иосифа в Иркутске и Епархия Святого Климента в Саратове, объединенные в церковную провинцию (митрополию); пасторальный дистрикт Крыма и Севастополя входит в Епархию Одессы-Симферополя Львовской митрополии. Высшим учебным заведением является семинария Мария - Царица Апостолов в Петербурге, с 2000 г. - филиал Папского Латеранского университета. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
■ Конференция католических епископов России (catholic-russia.ru) - национальное объединение католического епископата в РФ, подобное объединениям других стран, предусмотренное каноническим правом церкви как организация публичного права, при этом каждый епископ сохраняет самостоятельность, конференция же выполняет координирующую роль, учреждена в 1999, глава архиепископ-митрополит;
■ Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве (cathmos.ru) - территориальный орган церковного управления Севера-Запада России; до революции в составе Могилевской митрополии с центром в Петербурге, с 1950 - в ведении Рижской архиепископии, в 1991 образована Апостольская администратура для католиков латинского обряда Европейской России, в 1999 переименована в апостольскую администратуру Севера Европейской России, а в 2002 приобрела статус епархии (диоцеза) во главе с архиепископом-митрополитом, являющимся одновременно и главой всей российской митрополии; кафедральным является Собор (костел) Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва);
■ Рыцарский Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского - Магистерская делегатура в РФ (OESSH Россия) (oessh.ru), - отделение международной немонашеской организации мирян и клириков с целью поддержки Церкви на Святой Земле и распространения веры на Ближнем Востоке; Орден восходит к Братству Регулярных Каноников, основанному около Храма Гроба Господнего в Иерусалиме в 1099 после Первого крестового похода, Готфрид Бульонский (1060-1100) стал правителем Иерусалимского королевства, но отказался от коронации, предпочтя титул защитника Гроба Господнего и основав Орден, который в 1113 был признан Папой, в 1496 управление Орденом перенесено из Иерусалима в Рим и Папа Александр VI возглавляет его в ранге Великого магистра, Папа Пий IX в 1847 восстановил латинский Иерусалимский патриархат и утвердил новый устав Ордена, подчинив его непосредственно Папе; Орден возглавляется Великим Магистром, вторым лицом является Латинский Патриарх Иерусалима в качестве Великого Приора Ордена, нижестоящая иерархия состоит из Рыцарей и Дам: Рыцари, Командоры, Командоры со Звездой или Старшие Офицеры, Рыцари Большого Креста (представители элитарных кругов); с 2010 существует делегатура Ордена в России во главе с великим приором;
■ Орден Босых Кармелитов (OCD) (ocd-usole.org/ru/) - монашеское братство и сестричество (автономны) созерцательного нищенствующего закрытого типа (помимо 3 основных обетов приносится обет клаузуры); восходит к Ордену братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (OCarm) - кармелитам, основанному ок. 1154 у источника пророка Илии на горе Кармель в Палестине крестоносцем Бертольдом Калабрийским с особо аскетичным уставом св. Альберта и почитанием Девы Марии, вскоре община была вынуждена переселиться в Европу, где изменили устав на менее строгий деятельного типа; основателями реформированного и возрождающего строгий первоначальный затворнический устав с практикой молчания Ордена стали кармелитка и испанская писательница св. Тереза Иисуса (Авильская) и св. Иоанн Креста (для мужской ветви) в 1562, первоначально как автономия в сотаве прежнего ордена, признан Папой в качестве самостоятельного в 1587, всемирный центр в Casa Generalizia dei Carmelitani Scalzi (Рим) во главе с Генеральным Настоятелем; на территории Литвы и Украины монастыри босых кармелиток появились уже в XVII в., заметную роль в распространении кармелитской духовности в России сыграл св. Рафаил Калиновский, польский босой кармелит, сосланный в Сибирь, в постсоветские годы монастыри России относятся к Варшавской провинции: до 1996 действовал монастырь в Москве, в 1998 основан женский монастырь в Новосибирске, в 1999 в г. Усолье-Сибирское Иркутской обл. появилась мужская община, а с 2002 женская;
■ Орден Францисканцев (OFM) - Фонд святого Франциска (ofm.org) - отделение Ордена Братьев Меньших (обсервантов, бернардинцев), старейшего монашеского братства нищенствующего деятельного типа, наиболее многочисленного из католических орденов; основан в 1209 св. Франциском Ассизским, оставившего дом богатых родителей, узаконен Папой в качестве ордена в 1223 (в 1212 был создан также женский орден кларисс, а в 1221 - секулярный Третий Орден братьев меньших, состоящий из мирян, следующих духовности францисканцев), в результате того, что постепенно основные позиции в ордене заняли сторонники учреждения монастырей (конвентуалы), сторонники прежних правил св. Франциска (обсерванты или собственно францисканцы) образовали свою параллельную иерархию, а в 1517 разделились с конвентуалами, в последующие века обсерванты разделились на еще более и менее аскетические течения и только в 1887 Леонианская уния учредила современный Орден; центральным моментом практики является уподобление нищему Иисусу в соответствии с уставом св. Франциска; управляются Генеральным Министром из Порциончола (Ассизи, Италия); именно францисканцы оставили след в распространении католичества в XIII в. на землях Северного Причерноморья (смешанная итало-адыгейская община именовалась френккардаши) и Золотой Орде (еще в 1245 они направили миссию через Киев в Монголию), собственно первым францисканцем-обсервантом в Московской Руси был папский легат Иоанн Франциск, епископ Сакры, к русскому князю в 1526, с 1611 действовал миссионерский центр бернардинцев в Смоленке, с 1620 в качестве монастыря, после того, как город отошел к России в 1655 монахи покинули монастырь и он возродился только в 1781 и существовал до сер. XIX в., Фонд св. Франциска во главе с президентом, созданный в 1997 объединяет общины России и Казахстана (Новосибирск, Петербург, Смоленск, Уссурийск);
■ Францисканский Орден мирян (OFS) - Россия (Facebook) - Братство OFS есть Третий после мужского и женского орден францисканцев-обсервантов, объединяющий мирян мужчин и женщин, а также немонашествующих духовных лиц (терциариев), желающих следовать духовности св. Франциска, основан в 1221 самим Франциском Ассизским, российские группы (Москва, Н. Новгород, Смоленск и др.) возглавляет национальный министр;
■ Орден Францисканцев - Братьев Меньших Конвентуальных (OFM Conv.), Российская Генеральная Кустодия св. Франциска Ассизского (francis.ru) - известное под именем конвентуальных францисканцев монашеское братство нищенствующего деятельного типа, одна из трех ветвей Первого францисканского ордена, в эпоху дискуссий внутри ордена между конвентуалами, т.е. сторонниками основания монастырей, подобных прежним орденам (лат. convent) и обсервантами (сторонниками соблюдения устава св. Франциска) представляли официальную основную иерархию францисканства (в т.ч. св. Бонавентура), разделены Папой с обсервантами в самостоятельные структуры в 1517, под управлением конвентуалов осталась Базилика св. Франциска в Ассизи в качестве духовного центра, орден возглавляется Генеральным Министром в Риме; в 1682 во главе миссии, направленной Контеграцией пропаганды веры в Москву, был поставлен конвентуальный францисканец, отец П. Шимман, с 1771 по 1832 существовал монастырь конвентуалов со школой в Сокольниках (Псковская обл.), сейчас монастыри имеются в Москве (с 1993), Петербурге, Калуге, Черняховске, Астрахани и Элисте, в 2001 они объединены в Генеральную Кустодию;
■ Орден Братьев Меньших Капуцинов (OFM Cap.) (ofmcap.org) - монашеское братство нищенствующего деятельного типа, одна из трех ветвей Первого францисканского ордена (кратко именуются капуцинами); основан в 1525 францисканцем-обсервантом Маттео Серафини (Маттео Басси) в Италии для более строгой практики, автономия признана Папой в 1528, выделился из ордена францисканцев (OFM) в 1619, в течение XVII-XIX вв. капуцины создали миссии в Африке, Америке, Индии и Китае, Орден управляется Генеральным Министром (имеются также женский и мирской орден); отечественная история ордена началась в 1692, когда для руководства московской общиной прибыли 2 капуцина родом из Богемии, в 1705 шесть капуцинов основали монастырь в Москве, а в 1617 монастырь со школой в Астрахани, после высылки из России всех иезуитов именно капуцинам в 1720 было доверено окормление петербургской и московской общин, с 2003 появилась община в Воронеже;
■Доминиканцы (OP) - Орден Проповедников в России (praedicatores.ru domenicanedisansisto.org) - монашеское братство, а также автономный женский орден, нищенствующего деятельного типа, один из самых многочисленных и известных католических орденов, основан св. Домиником де Гусманом в 1214 во фнанцузской Тулузе (женская созерцательная община возникла ранее в 1206), признан Папой в 1216; преимущественно нацелен на проповедь Евангелия, миссию среди неверных и изучение теологии (к ордену принадлежал знаменитый Фома Аквинский, должность Богослова Папского Дома обязательно занимает доминиканец), управляется Генеральным Магистром в монастыре Сабина (Рим); уже в 1236 венгерские доминиканцы отправились за Волгу на поиски прародины мадьяр, в 1612-1639 миссия доминиканцев действовала в Каффе (османский Крым) среди пленных поляков, а в 1724 в связи с дискуссиями в среде католиков Москвы и Петербурга францисканские священники были заменены на доминиканцев, но с 1732 доминиканцы остались только в Петербурге, где в 1815 они вновь заменили теперь уже высланных иезуитов, создав при храме полноценный монастырь (действовал до 1917), сейчас в Петербурге есть возрожденная в 1991 община (дом) при храме св. Екатерины Александрийской, служит Орден также в Петрозаводске, Ярославле и Ялте, управляется Генеральным викариатом Украины и России ордена доминиканцев св. Михаила Архангела; в структуру ордена входят и 150 женских конгрегаций, помимо основной - Доминиканок созерцательного типа, возникли и проповеднические: Сестры Доминиканки миссионерки Христа и Марии - основаны о. Яцеком Воронецким в Польше в 1932, с 1948 включены в Орден, имеют монастырь в Орле, и Сестры Доминиканки миссионерки святого Сикста - основаны сицилийской доминиканкой Марией Антонией Лалией (1839-1914), в мистических видениях призванная к миссии в России ради единства церквей, в 1877 она дает обет поехать в Россию и начинает писать Александру II, отправляется в Рим, где центром конгрегации (основана в 1893) стал связанный с жизнью св. Доминика полуразрушенный монастырь св. Сикста, однако вскоре она была отстранена от управления, сестры так и не смогли поехать в Россию, направив усилия на Латинскую Америку, с 1903 включены в Орден, признаны Папой в 1936, лишь в 1993 (юбилей конгрегации) несколько сестер из Рима и Америки приехали в петербургский приход св. Екатерины;
■ Общество Иисуса (SJ) Российский регион (jesuit.ru) - известное как иезуиты, монашеское братство деятельного типа, один из наиболее многочисленных орденов; основан в Риме в 1537 группой студентов Парижского университета, в числе которых были и двое земляков-басков св.св. Игнатий де Лойола и Франциск Ксаверий, Общество признано Папой в 1540, в основном оно занялось обновлением Церкви в качестве контрреформации и распространением духовных упражнений среди всех христиан; в соответствии с папским указом 1773 общество Иисуса было распущено (кроме территории Пруссии и России, где был был поддержан Екатериной II), но восстановлено в 1814; Общество управляется Генеральным Суприором (Отцом), который находясь в Риме подчиняется только Папе (послушание которому является одним из обетов иезуитов); иезуиты внесли вклад в образование, науки, миссионерство, доктрину папской непогрешимости; история в России связана еще с миссией Контеграции пропаганды веры в Москву 1684-1689 в лице иезуитов (о. Иоганн Шмидт и др.), в нач. XVIII в. иезуиты служили в османском Крыму, построив костел в Бахчисарае, в годы роспуска ордена в XVIII в., он действовал в России (с 1801, по просьбе Павла I, с одобрения Папы), основав в 1812 академию в Полоцке, а в Петербурге, окормляя с 1800 церковь св. Екатерины, - "благородный пансион", в котором учились дети многих аристократов, с 1805 по 1820 генералом Общества был российский поляк Фаддей Бжозовский, однако в 1815 Александр I изгнал иезуитов из Петербурга, а в 1820 - из страны (запрет продолжался до 1917), в постсоветские годы деятельность возобновилась в 1992, когда был зарегистрирован Независимый российский регион, сегодня общество присутствует в Москве, где открыт Институт св. Фомы, Новосибирске и Томске;
■Конгрегация миссий (CM) Вице-провинция Свв. Кирилла и Мефодия (svincent.org ovtar.com/ru/), известны как викентийцы и лазаристы, - монашеское братство апостольской жизни (тип монашеской конгрегации без принесения вечных обетов), основанное св. Викентием де Полем в 1625 во Франции, признано Папой в 1633, старый центр конгрегации в монастыре св. Лазаря (Париж), руководитель - Генеральный Суприор; сосредоточены на миссии среди бедных и подготовке священников; в Свердловскую обл. (Н. Тагил, Североуральск и Краснотурьинск) словенские и польские братья прибыли в 1997, в 2001 лазаристы из Ирландии учредили Вице-провинцию Свв. Кирилла и Мефодия в Киеве для Украины, Белоруссии и России;
■Конгрегация Дочерей Милосердия (FdC) (ovtar.com/ru/) - монашеское сестричество апостольской жизни, ветвь от Конгрегации миссий; основано свв. Викентием де Полем и Луизой де Мариякв в 1633 во Франции для служения бедным за пределами монастырей; общество является одним из 12 членов Федерации сестер милосердия викентийской традиции; в Россию (Нижнетагильский дом) сестры из Словакии прибыли в 2000, трудясь в детском клубе и туберкулезной больнице;
■ Редемптористы. Конгрегация Святейшего Искупителя (CSsR) (redemptorist.ru) - монашеское братство деятельного типа, основано в 1731 в Неаполе (Италия) св. Альфонсом де Лигуори, епископом и доктором церкви, признано Папой в 1749, управляется Генеральным Суприором в Риме; основным слежением братьев является помощь беднейшим слоям и распространение почитания иконы Божьей Матери Неустанной Помощи; редемптористом был русский католик В.С. Печерин, в 1908 братья из Польши проповедовали среди потомков ссыльных в Сибири, в 1958 в Прокопьевске Кемеровской обл. начал служить иеромонах с Украины, редемптористы в России и Казахстане объединены в единый регион Св. Герарда Варшавской провинции (Оренбург, Орск, Кемерово, Юрга, Тольятти, г. Пионерский Калининградской обл. и др.), община Прокопьевска отнесена к греко-католической Львовской провинции; основательницей Ордена Пресвятого Искупителя - Сестер Редемптористок (OSsR) стала Мария Челесте Кростароза (идет процесс ее беатификации) в 1739 в г. Фоджа, хотя первые правила она написала еще в 1725 (община в Петропавловске, Казахстан);
■ Миссионеры Облаты Непорочной Марии (OMI) (evpatoria.omi.org.ua) - монашеское братство деятельного типа (Облаты), основанное св. (Шарлем Жозе) Евгением де Мазенодом в Экс-ан-Провансе (Франция) с целью проповеди на провансальском языке под названием "Общество миссионеров Прованса", под новым именем было признано Папой в 1826, позднее открыли миссии в Канаде, Алжире, Ю.-В. Азии и др., особо почитают Пресвятую и Непорочную Деву Марию и специализируются на трудных миссиях, облаты России (в Пятигорске Ставропольского края и с 1997 в Евпатории и чешском пос. Братское (Крым) входят в делегатуру польской провинции на Украине, где они присутствуют с 1989;
■ Община Марии - Отцы Маристы (SM) (maristsm.org) - монашеское братство деятельного типа, основана в Лионе (Франция) в 1816 двенадцатью семинаристами (о. Жан-Клод Колен, св. Марселлин Шампанья и др.), признана Папой в 1836 (отдельно утверждены Малые братья Марии и Сестры Святого Имени Марии, SM), основа духовности - уподобление Деве Марии, Общине была доверена миссия на о-вах Зап. Океании (Новая Гвинея и Зеландия, Самоа и др.), резиденция Генерального Суприора в Риме, в России служат в Москве;
■ Конгрегация Сестер Святой Елизаветы (CSSE) (elizavetki.com) - елизаветки, монашеское сестричество деятельного типа, основано в 1842 в немецком Нысе (Верх. Силезия, Австро-Венгрия) Кларой Вольф и еще 3 сестрами для следования житию Св. Елизаветы и социальной работы (бесплатные обеды, приюты, тюрьмы, одинокие матери, религиозное воспитание), в России с 1993 в Новосибирске (детский дом и клуб для малообеспеченных детей), Курске и Туле;
■ Ассумпционисты (AA) - Августинцы Успения Пресвятой Богородицы (assumptio.org) - монашеское братство деятельного типа, основано в 1845 французским священником Эммануэлем д’Альзоном г. Ним (Франция) с уставом св. Августина, признано епископом в 1850, Папой в 1864, ликвидированы антиклерикальным правительством во Франции в 1900, резиденция Генерального магистра в Риме, целями выступают образование и пресса, экуменизм, поддержка восточных обрядов и борьба с расколами, управляется Генеральным Настоятелем; в России с 1903, сотрудничали с российскими греко-католиками, в советские годы являлись капелланами американского посольства в единственном действовавшем московском костеле св. Людовика, в 1991 возобновили служение в этом храме;
■ Сестры Ассумпционистки (OA) или Сестры Успения - одно из пяти монашеских сестричеств, возникших под влиянием конгрегации ассумпционистов (АА), основано в Ниме в 1865 Э. д'Альзоном и Мари Коррансон, признаны Папой в 1927, община действует в Москве;
■ Миссионеры-сыновья Непорочного Сердца Блаженной Девы Марии - Миссионеры Кларетины (CMF) (claret.ru) - монашеское братство деятельного типа, основанное в 1849 в г. Вик в испанской Каталонии св. Антонием Марией Кларетем (в 1855 создал также конгрегацию Миссионерок-кларетинок Непорочной Девы Марии, RMI), признаны Папой в 1870, особое внимание уделяют миссионерству, СМИ и подготовке специалистов канонического права; с 1992 община в Красноярске и Красноярском крае, а также в Петербурге, Мурманске, Братске и Ачинске;
■ Сестры Францисканки Семьи Марии (CSFFM или RM) (siostryfranciszkanki.pl) - монашеское сестричество деятельного типа, основано в Петербурге в 1857 св. Зигмунтом Щенсным Фелинским, священником, профессором философии в Академии (позднее архиепископ Варшавский); первоначально в 1856 был основан приют "Семья Марии" о. Константином Любинским, где начали трудиться без монашеских обетов первые 3 сестры, в дальнейшем попечение о приюте переходит к о. Зигмунту, а настоятельнецей становится Флорентина Димман, возникли одна из лучших в столице школа-интернат для девочек, дом престарелых, больница и швейная мастерская, создаются подобные общины в Варшаве, Одессе, Крыму, В. Новгороде, Галиции (Австро-Венгрия) и Бразилии, в 1891 сестры были признаны львовским архиепископом, в 1903 устав францисканцев-терциариев заменил прежние правила о. Зигмунта и в то время как галицийские дома с центром во Львове сохраняли независимость, польско-российские общины в 1908 присоединились к конгрегации Сестер францисканок миссионерок Марии, но после того, как Конгрегация за рубежом была признана Папой в 1913 (окончательно в 1934), в период 1914-1919 к ней вернулись прежние дома, позднее резиденция Матери Настоятельницы из Львова была перенесена в Варшаву; в России в советские годы дом в В. Новгороде действовал до 1921, в Петербурге община возродилась в 1997 (костел Успения Пресвятой Девы Марии);
■ Салезианцы Дона Боско (SDB) (donbosko.ru sdb.org) - Общество св. Франциска Сальского - монашеское братство деятельного типа, основанное в 1859 священником и педагогом св. Иоанном Боско (Доном Боско) в Турине (Италия) с ораторием, приютами и мастерскими для подростков, признано Папой в 1874; занимается миссией среди бедной и трудной молодежи на основе преданности и полном исключении наказаний, особо почитаются Божья Матерь, св. Франциск Сальский и Дон Боско; центр в Риме, руководитель - Старший Ректор; эта конгрегация с Генеральным Настоятелем в Риме является центром для Салезианской семьи, включающей Сестер Салезианок (FMA), Ассоциацию Салезианских сотрудников и др.; общины в России представлены в Москве, Петербурге, Гатчине, Р-н-Дону, Якутске и Алдане (Якутия);
■ Сестры-салезианки (FMA) (donbosko.ru cgfmanet.org) - Дочери Марии Помощницы Христиан - монашеское сестричество деятельного типа, ответвление салезианцев, основано в 1872 св.св. Доном Боско и Марией Доменикой Мадзарелло в Морнезе (Италия), автономия признана Папой в 1906 при том, что глава мужского ордена является для нее апостольским делегатом, центр в Риме, общины возглавляются директриссами, в основном занято интегральным образованием девочек и молодых женщин, есть община в Москве;
■ Общество Слова Божия/Вербисты (SVD) (svd.org.ru) - монашеское братство деятельного типа, было основано в Голландии в 1875 св. Арнольдом Янссеном, немецким священником, сначала как миссионерское немонашеское общество с уставом доминиканских терциариев, которое в 1878 начало миссию в Китае, монашеским общество стало в 1884, признано папским правом в 1905; основной идеей выступает жизнь Божественной Троицы в миссии, вербисты известны своими антропологическими трудами, трудятся на Филиппинах, Папуа, в Индонезии, Японии и др., в России служат в Москве, Петербурге, Иркутске, Благовещенске и др.;
■ Сестры-Служительницы Святого Духа (SSpS) - монашеское сестричество деятельного типа, основано в 1889 в Штайле (Голландия) св. Арнольдом Янссеном и двумя сестрами, Еленой Штолленверк и Хендриной Штенманс, в качестве женской ветви вербистов, управляется генеральной администрацией в Риме; в Москве с 1991, есть общины в Кемерово, Абакане, Иркутстке, Крыму и др.;
■ Сестры-урсулинки Сердца Иисуса в агонии (USJK) - монашеское сестричество деятельного типа, имя "урсулинки" восходит к Ордену св. Урсулы (OSU) - урсулинкам, основанному в 1535 в Брешиа (Италия) св. Анджелой Меричи, изначально как немонашеское Общество св. Урсулы с уставом третьего секулярного ордена францисканцев, которое было преобразовано в Орден по уставу св. Августина и признано Папой в 1572, занимаясь в основном обучением девочек; собственно конгрегация Сестер-урсулинок основана австрийской урсулинкой св. Уршулой Ледуховской, которая в 1907-1914 с несколькими сестрами трудилась в интернате при польской гимназии Петербурга, позднее среди эмигрантов в Финляндии и Скандинавии, в частности, в 1910-1928 в финской д. Сортвала (ныне Волково Ленинградской обл.) действовал монастырь и интернат для девочек "Мерентяхти" (фин. Звезда моря), в 1920 близ Познани в Польше вместе с вернувшимися из Петербурга сестрами создает новую общину, в уставе которой акцентирует сочетание социальной и евангелической работы с детьми, центром сестричества стал г. Пневы (Польша), в Петербурге община была возрождена в 2007;
■ Конгрегация служительниц Иисуса в Евхаристии (SJE) - монашеское сестричество деятельного типа, известны как Евхаристки (центральное место в духовной практике занимает Тайна Евхаристии); основатель - Архиепископ Виленской Епархии бл. Георгий Матулевич, в 1923 в пос. Друя (Польша, ныне Белоруссия) был открыт первый дом сестер, община создавалась для воспитания детей, социального служения и экуменического общения, в военные годы большинство сестер выехало в Польшу, где образовался центр в г. Прушков, оставшиеся не только сохранили служение на Западе страны, но и в 1976 основали подпольную общину в Караганде, а в 80-е общины и в России, с 1993 дома в России, Казахстане и Грузии входят в состав Делегатуры с центром в г. Маркс Саратовской обл., общины есть в Марксе, Саратове, Томске, Новосибирске, Челябинске и Краснодаре;
■ Сестры миссионерки милосердия - Сестры матери Терезы (MC) - монашеское сестричество нищенствующего деятельного типа, основанное в 1948 блаженной матерью Терезой из Калькутты (уроженкой Албании), в 1965 признано Папой, устав, написанный основательницей предполагает совершенную бедность, подобную их подопечным из лиц любой религии, монахини носят хабит, сходный с индийским сари; центр конгрегации в Калькутте (Индия), в России есть общины в Москве, Петербурге, Нальчике, Перми, Томске, Новосибирске и Южно-Сахалинске;
■ Миссионерское Братство Verbum Dei (FMVD) (verbumdei.ru) - монашеское братство деятельного типа, основанное в 1963 в Майорке (Испания) о. Хайме Боннетом с особым вниманием к размышлению над Св. Писанием, признано Папой в 2000, существует также Семья Verbum Dei, объединяющая священников, сестер и мирян, принципом выступает равенство всех членов братства, организуются Школы Библии, есть община в Москве (с 1992), сестры трудятся в Петербурге (с 1995);
■ Институт Воплощенного Слова (IVE) Провинция Фатимской Божией Матери Россия (iverussia.org) - монашеское братство деятельного, часть общин созерцательного, типа, основанное в 1984 в Эль Толедано (Сан-афаэль, Аргентина) о. Карлосом Мигелем Буэла, временно в 1998-2001 отстраненным от управления (руководителями были папские комиссары), признана епархиальным правом в 2004, Семья братства с центром в Риме включает также Служительниц Господа и Богородицы Матары (SSVM) (с 1988) и мирян-терциариев; основа духовности - тайна Воплощения Сына Божия и распространение Евангелия, существует ветвь братства с восточными обрядами, в России мужские и женские общины с 1993 в Петербурге, Луге Ленинградской обл., Казани, Ульяновске, Курске, Хабаровске и др., греко-католические в Омске и Саргатском Омской обл.;
■ Священническое Братство миссионеров св. Карла Борромео (FSCB) (sancarlo.org) - монашеское братство деятельного типа, возникло в связи с движением "Общение и освобождение" (CL), член которого, священник Массимо Камизаска, основал в 1985 и возглавил новую ассоциацию, вместе с другими священниками открыл в Риме духовную семинарию, в 1989 братство признано епархиальным правом, в 1999 - Папой (возникла также конгрегация Сестры миссионерки св. Карла Борромео); целью является миссионерство в сочетании с братской жизнью миссионеров, покровители братства - Св. Иосиф и св. Карл Борромео, центр в Риме во главе с генеральным суприором, в России священники служат в Москве и Новосибирске под началом генерального викария;
■ Comunione e Liberazione в России (CL) (ru.clonline.org) - католическое консервативное движение (включая братство как ядро активных членов и Ассоциацию мирян Memores Domini, соблюдающих целибат), в переводе с итальянского - "Общение и освобождение", основанное в 1950-х итальянским священником и теологом Доном Луиджи Джуссани в Милане в качестве католического ответа марксизму среди студенчества, в 1982 братство признано Папой как ассоциация понтификального права (всемирная); согласно доктрине основателя, не ритуал и не теологические системы и народные верования составляют сущность христианства, но критический опыт живого человека, вера как ответ на потребности жизни; движение возглавляется Президентом в Милане, в России ответственным за движение является сам архиепископ-митрополит церкви;
■ Каритас России (caritas-russia.ru) - национальная благотворительная организация, входящая в крупнейшую международную католическую благотворительную конфедерацию мирян "Caritas Internationalis" с центром в Риме; в 1891 Папа издал энциклику "Rerum Novarum" о социальном служении мирян и в 1897 священник Лоренц Вертманн организовал в немецком Фрайбурге первый епархиальный координационный центр "Каритас", после того, как подобные центры возникли во многих других странах, в 1924 была образована международная конференция с центом в Люцерне (Швейцария), в 1950 в Ватикане принято решение о создании международной конфедерации во главе с Президентом, учрежденной в следующем 1951 и обладающую консультативным статусом в ряде межправительственных организаций; в России Каритас начала деятельность в 1990 в Москве, в 1991 учреждены Каритас европейской части России и Каритас азиатской части России, в 1993 создана общероссийская организация, принятая в 1995 в международную конфедерацию, Каритас создает центры социальной помощи при приходах, оказывает помощь престарелым, инвалидам, больным туберкулезом, бездомным, беженцам и др.;
■ Ассоциация Una Voce Russia (unavoce.ru) - национальная ассоциация Международной федерации Una Voce (Единым гласом) - движения мирян, выступающих за сохранение старого чина богослужения в редакции 1962, латинского языка и григорианского пения в церкви путем создания внетерриториальных приходов; возникла во Франции в 1964, в 1967 в Цюрихе была учреждена Международная федерация (FIUV), в 2005 основана Ассоциация России, в Москве салезианский священник совершает Тридентскую мессу в Большой часовне кафедрального католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
■ Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве (cathmos.ru) - территориальный орган церковного управления Севера-Запада России; до революции в составе Могилевской митрополии с центром в Петербурге, с 1950 - в ведении Рижской архиепископии, в 1991 образована Апостольская администратура для католиков латинского обряда Европейской России, в 1999 переименована в апостольскую администратуру Севера Европейской России, а в 2002 приобрела статус епархии (диоцеза) во главе с архиепископом-митрополитом, являющимся одновременно и главой всей российской митрополии; кафедральным является Собор (костел) Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва);
■ Рыцарский Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского - Магистерская делегатура в РФ (OESSH Россия) (oessh.ru), - отделение международной немонашеской организации мирян и клириков с целью поддержки Церкви на Святой Земле и распространения веры на Ближнем Востоке; Орден восходит к Братству Регулярных Каноников, основанному около Храма Гроба Господнего в Иерусалиме в 1099 после Первого крестового похода, Готфрид Бульонский (1060-1100) стал правителем Иерусалимского королевства, но отказался от коронации, предпочтя титул защитника Гроба Господнего и основав Орден, который в 1113 был признан Папой, в 1496 управление Орденом перенесено из Иерусалима в Рим и Папа Александр VI возглавляет его в ранге Великого магистра, Папа Пий IX в 1847 восстановил латинский Иерусалимский патриархат и утвердил новый устав Ордена, подчинив его непосредственно Папе; Орден возглавляется Великим Магистром, вторым лицом является Латинский Патриарх Иерусалима в качестве Великого Приора Ордена, нижестоящая иерархия состоит из Рыцарей и Дам: Рыцари, Командоры, Командоры со Звездой или Старшие Офицеры, Рыцари Большого Креста (представители элитарных кругов); с 2010 существует делегатура Ордена в России во главе с великим приором;
■ Орден Босых Кармелитов (OCD) (ocd-usole.org/ru/) - монашеское братство и сестричество (автономны) созерцательного нищенствующего закрытого типа (помимо 3 основных обетов приносится обет клаузуры); восходит к Ордену братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (OCarm) - кармелитам, основанному ок. 1154 у источника пророка Илии на горе Кармель в Палестине крестоносцем Бертольдом Калабрийским с особо аскетичным уставом св. Альберта и почитанием Девы Марии, вскоре община была вынуждена переселиться в Европу, где изменили устав на менее строгий деятельного типа; основателями реформированного и возрождающего строгий первоначальный затворнический устав с практикой молчания Ордена стали кармелитка и испанская писательница св. Тереза Иисуса (Авильская) и св. Иоанн Креста (для мужской ветви) в 1562, первоначально как автономия в сотаве прежнего ордена, признан Папой в качестве самостоятельного в 1587, всемирный центр в Casa Generalizia dei Carmelitani Scalzi (Рим) во главе с Генеральным Настоятелем; на территории Литвы и Украины монастыри босых кармелиток появились уже в XVII в., заметную роль в распространении кармелитской духовности в России сыграл св. Рафаил Калиновский, польский босой кармелит, сосланный в Сибирь, в постсоветские годы монастыри России относятся к Варшавской провинции: до 1996 действовал монастырь в Москве, в 1998 основан женский монастырь в Новосибирске, в 1999 в г. Усолье-Сибирское Иркутской обл. появилась мужская община, а с 2002 женская;
■ Орден Францисканцев (OFM) - Фонд святого Франциска (ofm.org) - отделение Ордена Братьев Меньших (обсервантов, бернардинцев), старейшего монашеского братства нищенствующего деятельного типа, наиболее многочисленного из католических орденов; основан в 1209 св. Франциском Ассизским, оставившего дом богатых родителей, узаконен Папой в качестве ордена в 1223 (в 1212 был создан также женский орден кларисс, а в 1221 - секулярный Третий Орден братьев меньших, состоящий из мирян, следующих духовности францисканцев), в результате того, что постепенно основные позиции в ордене заняли сторонники учреждения монастырей (конвентуалы), сторонники прежних правил св. Франциска (обсерванты или собственно францисканцы) образовали свою параллельную иерархию, а в 1517 разделились с конвентуалами, в последующие века обсерванты разделились на еще более и менее аскетические течения и только в 1887 Леонианская уния учредила современный Орден; центральным моментом практики является уподобление нищему Иисусу в соответствии с уставом св. Франциска; управляются Генеральным Министром из Порциончола (Ассизи, Италия); именно францисканцы оставили след в распространении католичества в XIII в. на землях Северного Причерноморья (смешанная итало-адыгейская община именовалась френккардаши) и Золотой Орде (еще в 1245 они направили миссию через Киев в Монголию), собственно первым францисканцем-обсервантом в Московской Руси был папский легат Иоанн Франциск, епископ Сакры, к русскому князю в 1526, с 1611 действовал миссионерский центр бернардинцев в Смоленке, с 1620 в качестве монастыря, после того, как город отошел к России в 1655 монахи покинули монастырь и он возродился только в 1781 и существовал до сер. XIX в., Фонд св. Франциска во главе с президентом, созданный в 1997 объединяет общины России и Казахстана (Новосибирск, Петербург, Смоленск, Уссурийск);
■ Францисканский Орден мирян (OFS) - Россия (Facebook) - Братство OFS есть Третий после мужского и женского орден францисканцев-обсервантов, объединяющий мирян мужчин и женщин, а также немонашествующих духовных лиц (терциариев), желающих следовать духовности св. Франциска, основан в 1221 самим Франциском Ассизским, российские группы (Москва, Н. Новгород, Смоленск и др.) возглавляет национальный министр;
■ Орден Францисканцев - Братьев Меньших Конвентуальных (OFM Conv.), Российская Генеральная Кустодия св. Франциска Ассизского (francis.ru) - известное под именем конвентуальных францисканцев монашеское братство нищенствующего деятельного типа, одна из трех ветвей Первого францисканского ордена, в эпоху дискуссий внутри ордена между конвентуалами, т.е. сторонниками основания монастырей, подобных прежним орденам (лат. convent) и обсервантами (сторонниками соблюдения устава св. Франциска) представляли официальную основную иерархию францисканства (в т.ч. св. Бонавентура), разделены Папой с обсервантами в самостоятельные структуры в 1517, под управлением конвентуалов осталась Базилика св. Франциска в Ассизи в качестве духовного центра, орден возглавляется Генеральным Министром в Риме; в 1682 во главе миссии, направленной Контеграцией пропаганды веры в Москву, был поставлен конвентуальный францисканец, отец П. Шимман, с 1771 по 1832 существовал монастырь конвентуалов со школой в Сокольниках (Псковская обл.), сейчас монастыри имеются в Москве (с 1993), Петербурге, Калуге, Черняховске, Астрахани и Элисте, в 2001 они объединены в Генеральную Кустодию;
■ Орден Братьев Меньших Капуцинов (OFM Cap.) (ofmcap.org) - монашеское братство нищенствующего деятельного типа, одна из трех ветвей Первого францисканского ордена (кратко именуются капуцинами); основан в 1525 францисканцем-обсервантом Маттео Серафини (Маттео Басси) в Италии для более строгой практики, автономия признана Папой в 1528, выделился из ордена францисканцев (OFM) в 1619, в течение XVII-XIX вв. капуцины создали миссии в Африке, Америке, Индии и Китае, Орден управляется Генеральным Министром (имеются также женский и мирской орден); отечественная история ордена началась в 1692, когда для руководства московской общиной прибыли 2 капуцина родом из Богемии, в 1705 шесть капуцинов основали монастырь в Москве, а в 1617 монастырь со школой в Астрахани, после высылки из России всех иезуитов именно капуцинам в 1720 было доверено окормление петербургской и московской общин, с 2003 появилась община в Воронеже;
■Доминиканцы (OP) - Орден Проповедников в России (praedicatores.ru domenicanedisansisto.org) - монашеское братство, а также автономный женский орден, нищенствующего деятельного типа, один из самых многочисленных и известных католических орденов, основан св. Домиником де Гусманом в 1214 во фнанцузской Тулузе (женская созерцательная община возникла ранее в 1206), признан Папой в 1216; преимущественно нацелен на проповедь Евангелия, миссию среди неверных и изучение теологии (к ордену принадлежал знаменитый Фома Аквинский, должность Богослова Папского Дома обязательно занимает доминиканец), управляется Генеральным Магистром в монастыре Сабина (Рим); уже в 1236 венгерские доминиканцы отправились за Волгу на поиски прародины мадьяр, в 1612-1639 миссия доминиканцев действовала в Каффе (османский Крым) среди пленных поляков, а в 1724 в связи с дискуссиями в среде католиков Москвы и Петербурга францисканские священники были заменены на доминиканцев, но с 1732 доминиканцы остались только в Петербурге, где в 1815 они вновь заменили теперь уже высланных иезуитов, создав при храме полноценный монастырь (действовал до 1917), сейчас в Петербурге есть возрожденная в 1991 община (дом) при храме св. Екатерины Александрийской, служит Орден также в Петрозаводске, Ярославле и Ялте, управляется Генеральным викариатом Украины и России ордена доминиканцев св. Михаила Архангела; в структуру ордена входят и 150 женских конгрегаций, помимо основной - Доминиканок созерцательного типа, возникли и проповеднические: Сестры Доминиканки миссионерки Христа и Марии - основаны о. Яцеком Воронецким в Польше в 1932, с 1948 включены в Орден, имеют монастырь в Орле, и Сестры Доминиканки миссионерки святого Сикста - основаны сицилийской доминиканкой Марией Антонией Лалией (1839-1914), в мистических видениях призванная к миссии в России ради единства церквей, в 1877 она дает обет поехать в Россию и начинает писать Александру II, отправляется в Рим, где центром конгрегации (основана в 1893) стал связанный с жизнью св. Доминика полуразрушенный монастырь св. Сикста, однако вскоре она была отстранена от управления, сестры так и не смогли поехать в Россию, направив усилия на Латинскую Америку, с 1903 включены в Орден, признаны Папой в 1936, лишь в 1993 (юбилей конгрегации) несколько сестер из Рима и Америки приехали в петербургский приход св. Екатерины;
■ Общество Иисуса (SJ) Российский регион (jesuit.ru) - известное как иезуиты, монашеское братство деятельного типа, один из наиболее многочисленных орденов; основан в Риме в 1537 группой студентов Парижского университета, в числе которых были и двое земляков-басков св.св. Игнатий де Лойола и Франциск Ксаверий, Общество признано Папой в 1540, в основном оно занялось обновлением Церкви в качестве контрреформации и распространением духовных упражнений среди всех христиан; в соответствии с папским указом 1773 общество Иисуса было распущено (кроме территории Пруссии и России, где был был поддержан Екатериной II), но восстановлено в 1814; Общество управляется Генеральным Суприором (Отцом), который находясь в Риме подчиняется только Папе (послушание которому является одним из обетов иезуитов); иезуиты внесли вклад в образование, науки, миссионерство, доктрину папской непогрешимости; история в России связана еще с миссией Контеграции пропаганды веры в Москву 1684-1689 в лице иезуитов (о. Иоганн Шмидт и др.), в нач. XVIII в. иезуиты служили в османском Крыму, построив костел в Бахчисарае, в годы роспуска ордена в XVIII в., он действовал в России (с 1801, по просьбе Павла I, с одобрения Папы), основав в 1812 академию в Полоцке, а в Петербурге, окормляя с 1800 церковь св. Екатерины, - "благородный пансион", в котором учились дети многих аристократов, с 1805 по 1820 генералом Общества был российский поляк Фаддей Бжозовский, однако в 1815 Александр I изгнал иезуитов из Петербурга, а в 1820 - из страны (запрет продолжался до 1917), в постсоветские годы деятельность возобновилась в 1992, когда был зарегистрирован Независимый российский регион, сегодня общество присутствует в Москве, где открыт Институт св. Фомы, Новосибирске и Томске;
■Конгрегация миссий (CM) Вице-провинция Свв. Кирилла и Мефодия (svincent.org ovtar.com/ru/), известны как викентийцы и лазаристы, - монашеское братство апостольской жизни (тип монашеской конгрегации без принесения вечных обетов), основанное св. Викентием де Полем в 1625 во Франции, признано Папой в 1633, старый центр конгрегации в монастыре св. Лазаря (Париж), руководитель - Генеральный Суприор; сосредоточены на миссии среди бедных и подготовке священников; в Свердловскую обл. (Н. Тагил, Североуральск и Краснотурьинск) словенские и польские братья прибыли в 1997, в 2001 лазаристы из Ирландии учредили Вице-провинцию Свв. Кирилла и Мефодия в Киеве для Украины, Белоруссии и России;
■Конгрегация Дочерей Милосердия (FdC) (ovtar.com/ru/) - монашеское сестричество апостольской жизни, ветвь от Конгрегации миссий; основано свв. Викентием де Полем и Луизой де Мариякв в 1633 во Франции для служения бедным за пределами монастырей; общество является одним из 12 членов Федерации сестер милосердия викентийской традиции; в Россию (Нижнетагильский дом) сестры из Словакии прибыли в 2000, трудясь в детском клубе и туберкулезной больнице;
■ Редемптористы. Конгрегация Святейшего Искупителя (CSsR) (redemptorist.ru) - монашеское братство деятельного типа, основано в 1731 в Неаполе (Италия) св. Альфонсом де Лигуори, епископом и доктором церкви, признано Папой в 1749, управляется Генеральным Суприором в Риме; основным слежением братьев является помощь беднейшим слоям и распространение почитания иконы Божьей Матери Неустанной Помощи; редемптористом был русский католик В.С. Печерин, в 1908 братья из Польши проповедовали среди потомков ссыльных в Сибири, в 1958 в Прокопьевске Кемеровской обл. начал служить иеромонах с Украины, редемптористы в России и Казахстане объединены в единый регион Св. Герарда Варшавской провинции (Оренбург, Орск, Кемерово, Юрга, Тольятти, г. Пионерский Калининградской обл. и др.), община Прокопьевска отнесена к греко-католической Львовской провинции; основательницей Ордена Пресвятого Искупителя - Сестер Редемптористок (OSsR) стала Мария Челесте Кростароза (идет процесс ее беатификации) в 1739 в г. Фоджа, хотя первые правила она написала еще в 1725 (община в Петропавловске, Казахстан);
■ Миссионеры Облаты Непорочной Марии (OMI) (evpatoria.omi.org.ua) - монашеское братство деятельного типа (Облаты), основанное св. (Шарлем Жозе) Евгением де Мазенодом в Экс-ан-Провансе (Франция) с целью проповеди на провансальском языке под названием "Общество миссионеров Прованса", под новым именем было признано Папой в 1826, позднее открыли миссии в Канаде, Алжире, Ю.-В. Азии и др., особо почитают Пресвятую и Непорочную Деву Марию и специализируются на трудных миссиях, облаты России (в Пятигорске Ставропольского края и с 1997 в Евпатории и чешском пос. Братское (Крым) входят в делегатуру польской провинции на Украине, где они присутствуют с 1989;
■ Община Марии - Отцы Маристы (SM) (maristsm.org) - монашеское братство деятельного типа, основана в Лионе (Франция) в 1816 двенадцатью семинаристами (о. Жан-Клод Колен, св. Марселлин Шампанья и др.), признана Папой в 1836 (отдельно утверждены Малые братья Марии и Сестры Святого Имени Марии, SM), основа духовности - уподобление Деве Марии, Общине была доверена миссия на о-вах Зап. Океании (Новая Гвинея и Зеландия, Самоа и др.), резиденция Генерального Суприора в Риме, в России служат в Москве;
■ Конгрегация Сестер Святой Елизаветы (CSSE) (elizavetki.com) - елизаветки, монашеское сестричество деятельного типа, основано в 1842 в немецком Нысе (Верх. Силезия, Австро-Венгрия) Кларой Вольф и еще 3 сестрами для следования житию Св. Елизаветы и социальной работы (бесплатные обеды, приюты, тюрьмы, одинокие матери, религиозное воспитание), в России с 1993 в Новосибирске (детский дом и клуб для малообеспеченных детей), Курске и Туле;
■ Ассумпционисты (AA) - Августинцы Успения Пресвятой Богородицы (assumptio.org) - монашеское братство деятельного типа, основано в 1845 французским священником Эммануэлем д’Альзоном г. Ним (Франция) с уставом св. Августина, признано епископом в 1850, Папой в 1864, ликвидированы антиклерикальным правительством во Франции в 1900, резиденция Генерального магистра в Риме, целями выступают образование и пресса, экуменизм, поддержка восточных обрядов и борьба с расколами, управляется Генеральным Настоятелем; в России с 1903, сотрудничали с российскими греко-католиками, в советские годы являлись капелланами американского посольства в единственном действовавшем московском костеле св. Людовика, в 1991 возобновили служение в этом храме;
■ Сестры Ассумпционистки (OA) или Сестры Успения - одно из пяти монашеских сестричеств, возникших под влиянием конгрегации ассумпционистов (АА), основано в Ниме в 1865 Э. д'Альзоном и Мари Коррансон, признаны Папой в 1927, община действует в Москве;
■ Миссионеры-сыновья Непорочного Сердца Блаженной Девы Марии - Миссионеры Кларетины (CMF) (claret.ru) - монашеское братство деятельного типа, основанное в 1849 в г. Вик в испанской Каталонии св. Антонием Марией Кларетем (в 1855 создал также конгрегацию Миссионерок-кларетинок Непорочной Девы Марии, RMI), признаны Папой в 1870, особое внимание уделяют миссионерству, СМИ и подготовке специалистов канонического права; с 1992 община в Красноярске и Красноярском крае, а также в Петербурге, Мурманске, Братске и Ачинске;
■ Сестры Францисканки Семьи Марии (CSFFM или RM) (siostryfranciszkanki.pl) - монашеское сестричество деятельного типа, основано в Петербурге в 1857 св. Зигмунтом Щенсным Фелинским, священником, профессором философии в Академии (позднее архиепископ Варшавский); первоначально в 1856 был основан приют "Семья Марии" о. Константином Любинским, где начали трудиться без монашеских обетов первые 3 сестры, в дальнейшем попечение о приюте переходит к о. Зигмунту, а настоятельнецей становится Флорентина Димман, возникли одна из лучших в столице школа-интернат для девочек, дом престарелых, больница и швейная мастерская, создаются подобные общины в Варшаве, Одессе, Крыму, В. Новгороде, Галиции (Австро-Венгрия) и Бразилии, в 1891 сестры были признаны львовским архиепископом, в 1903 устав францисканцев-терциариев заменил прежние правила о. Зигмунта и в то время как галицийские дома с центром во Львове сохраняли независимость, польско-российские общины в 1908 присоединились к конгрегации Сестер францисканок миссионерок Марии, но после того, как Конгрегация за рубежом была признана Папой в 1913 (окончательно в 1934), в период 1914-1919 к ней вернулись прежние дома, позднее резиденция Матери Настоятельницы из Львова была перенесена в Варшаву; в России в советские годы дом в В. Новгороде действовал до 1921, в Петербурге община возродилась в 1997 (костел Успения Пресвятой Девы Марии);
■ Салезианцы Дона Боско (SDB) (donbosko.ru sdb.org) - Общество св. Франциска Сальского - монашеское братство деятельного типа, основанное в 1859 священником и педагогом св. Иоанном Боско (Доном Боско) в Турине (Италия) с ораторием, приютами и мастерскими для подростков, признано Папой в 1874; занимается миссией среди бедной и трудной молодежи на основе преданности и полном исключении наказаний, особо почитаются Божья Матерь, св. Франциск Сальский и Дон Боско; центр в Риме, руководитель - Старший Ректор; эта конгрегация с Генеральным Настоятелем в Риме является центром для Салезианской семьи, включающей Сестер Салезианок (FMA), Ассоциацию Салезианских сотрудников и др.; общины в России представлены в Москве, Петербурге, Гатчине, Р-н-Дону, Якутске и Алдане (Якутия);
■ Сестры-салезианки (FMA) (donbosko.ru cgfmanet.org) - Дочери Марии Помощницы Христиан - монашеское сестричество деятельного типа, ответвление салезианцев, основано в 1872 св.св. Доном Боско и Марией Доменикой Мадзарелло в Морнезе (Италия), автономия признана Папой в 1906 при том, что глава мужского ордена является для нее апостольским делегатом, центр в Риме, общины возглавляются директриссами, в основном занято интегральным образованием девочек и молодых женщин, есть община в Москве;
■ Общество Слова Божия/Вербисты (SVD) (svd.org.ru) - монашеское братство деятельного типа, было основано в Голландии в 1875 св. Арнольдом Янссеном, немецким священником, сначала как миссионерское немонашеское общество с уставом доминиканских терциариев, которое в 1878 начало миссию в Китае, монашеским общество стало в 1884, признано папским правом в 1905; основной идеей выступает жизнь Божественной Троицы в миссии, вербисты известны своими антропологическими трудами, трудятся на Филиппинах, Папуа, в Индонезии, Японии и др., в России служат в Москве, Петербурге, Иркутске, Благовещенске и др.;
■ Сестры-Служительницы Святого Духа (SSpS) - монашеское сестричество деятельного типа, основано в 1889 в Штайле (Голландия) св. Арнольдом Янссеном и двумя сестрами, Еленой Штолленверк и Хендриной Штенманс, в качестве женской ветви вербистов, управляется генеральной администрацией в Риме; в Москве с 1991, есть общины в Кемерово, Абакане, Иркутстке, Крыму и др.;
■ Сестры-урсулинки Сердца Иисуса в агонии (USJK) - монашеское сестричество деятельного типа, имя "урсулинки" восходит к Ордену св. Урсулы (OSU) - урсулинкам, основанному в 1535 в Брешиа (Италия) св. Анджелой Меричи, изначально как немонашеское Общество св. Урсулы с уставом третьего секулярного ордена францисканцев, которое было преобразовано в Орден по уставу св. Августина и признано Папой в 1572, занимаясь в основном обучением девочек; собственно конгрегация Сестер-урсулинок основана австрийской урсулинкой св. Уршулой Ледуховской, которая в 1907-1914 с несколькими сестрами трудилась в интернате при польской гимназии Петербурга, позднее среди эмигрантов в Финляндии и Скандинавии, в частности, в 1910-1928 в финской д. Сортвала (ныне Волково Ленинградской обл.) действовал монастырь и интернат для девочек "Мерентяхти" (фин. Звезда моря), в 1920 близ Познани в Польше вместе с вернувшимися из Петербурга сестрами создает новую общину, в уставе которой акцентирует сочетание социальной и евангелической работы с детьми, центром сестричества стал г. Пневы (Польша), в Петербурге община была возрождена в 2007;
■ Конгрегация служительниц Иисуса в Евхаристии (SJE) - монашеское сестричество деятельного типа, известны как Евхаристки (центральное место в духовной практике занимает Тайна Евхаристии); основатель - Архиепископ Виленской Епархии бл. Георгий Матулевич, в 1923 в пос. Друя (Польша, ныне Белоруссия) был открыт первый дом сестер, община создавалась для воспитания детей, социального служения и экуменического общения, в военные годы большинство сестер выехало в Польшу, где образовался центр в г. Прушков, оставшиеся не только сохранили служение на Западе страны, но и в 1976 основали подпольную общину в Караганде, а в 80-е общины и в России, с 1993 дома в России, Казахстане и Грузии входят в состав Делегатуры с центром в г. Маркс Саратовской обл., общины есть в Марксе, Саратове, Томске, Новосибирске, Челябинске и Краснодаре;
■ Сестры миссионерки милосердия - Сестры матери Терезы (MC) - монашеское сестричество нищенствующего деятельного типа, основанное в 1948 блаженной матерью Терезой из Калькутты (уроженкой Албании), в 1965 признано Папой, устав, написанный основательницей предполагает совершенную бедность, подобную их подопечным из лиц любой религии, монахини носят хабит, сходный с индийским сари; центр конгрегации в Калькутте (Индия), в России есть общины в Москве, Петербурге, Нальчике, Перми, Томске, Новосибирске и Южно-Сахалинске;
■ Миссионерское Братство Verbum Dei (FMVD) (verbumdei.ru) - монашеское братство деятельного типа, основанное в 1963 в Майорке (Испания) о. Хайме Боннетом с особым вниманием к размышлению над Св. Писанием, признано Папой в 2000, существует также Семья Verbum Dei, объединяющая священников, сестер и мирян, принципом выступает равенство всех членов братства, организуются Школы Библии, есть община в Москве (с 1992), сестры трудятся в Петербурге (с 1995);
■ Институт Воплощенного Слова (IVE) Провинция Фатимской Божией Матери Россия (iverussia.org) - монашеское братство деятельного, часть общин созерцательного, типа, основанное в 1984 в Эль Толедано (Сан-афаэль, Аргентина) о. Карлосом Мигелем Буэла, временно в 1998-2001 отстраненным от управления (руководителями были папские комиссары), признана епархиальным правом в 2004, Семья братства с центром в Риме включает также Служительниц Господа и Богородицы Матары (SSVM) (с 1988) и мирян-терциариев; основа духовности - тайна Воплощения Сына Божия и распространение Евангелия, существует ветвь братства с восточными обрядами, в России мужские и женские общины с 1993 в Петербурге, Луге Ленинградской обл., Казани, Ульяновске, Курске, Хабаровске и др., греко-католические в Омске и Саргатском Омской обл.;
■ Священническое Братство миссионеров св. Карла Борромео (FSCB) (sancarlo.org) - монашеское братство деятельного типа, возникло в связи с движением "Общение и освобождение" (CL), член которого, священник Массимо Камизаска, основал в 1985 и возглавил новую ассоциацию, вместе с другими священниками открыл в Риме духовную семинарию, в 1989 братство признано епархиальным правом, в 1999 - Папой (возникла также конгрегация Сестры миссионерки св. Карла Борромео); целью является миссионерство в сочетании с братской жизнью миссионеров, покровители братства - Св. Иосиф и св. Карл Борромео, центр в Риме во главе с генеральным суприором, в России священники служат в Москве и Новосибирске под началом генерального викария;
■ Comunione e Liberazione в России (CL) (ru.clonline.org) - католическое консервативное движение (включая братство как ядро активных членов и Ассоциацию мирян Memores Domini, соблюдающих целибат), в переводе с итальянского - "Общение и освобождение", основанное в 1950-х итальянским священником и теологом Доном Луиджи Джуссани в Милане в качестве католического ответа марксизму среди студенчества, в 1982 братство признано Папой как ассоциация понтификального права (всемирная); согласно доктрине основателя, не ритуал и не теологические системы и народные верования составляют сущность христианства, но критический опыт живого человека, вера как ответ на потребности жизни; движение возглавляется Президентом в Милане, в России ответственным за движение является сам архиепископ-митрополит церкви;
■ Каритас России (caritas-russia.ru) - национальная благотворительная организация, входящая в крупнейшую международную католическую благотворительную конфедерацию мирян "Caritas Internationalis" с центром в Риме; в 1891 Папа издал энциклику "Rerum Novarum" о социальном служении мирян и в 1897 священник Лоренц Вертманн организовал в немецком Фрайбурге первый епархиальный координационный центр "Каритас", после того, как подобные центры возникли во многих других странах, в 1924 была образована международная конференция с центом в Люцерне (Швейцария), в 1950 в Ватикане принято решение о создании международной конфедерации во главе с Президентом, учрежденной в следующем 1951 и обладающую консультативным статусом в ряде межправительственных организаций; в России Каритас начала деятельность в 1990 в Москве, в 1991 учреждены Каритас европейской части России и Каритас азиатской части России, в 1993 создана общероссийская организация, принятая в 1995 в международную конфедерацию, Каритас создает центры социальной помощи при приходах, оказывает помощь престарелым, инвалидам, больным туберкулезом, бездомным, беженцам и др.;
■ Ассоциация Una Voce Russia (unavoce.ru) - национальная ассоциация Международной федерации Una Voce (Единым гласом) - движения мирян, выступающих за сохранение старого чина богослужения в редакции 1962, латинского языка и григорианского пения в церкви путем создания внетерриториальных приходов; возникла во Франции в 1964, в 1967 в Цюрихе была учреждена Международная федерация (FIUV), в 2005 основана Ассоциация России, в Москве салезианский священник совершает Тридентскую мессу в Большой часовне кафедрального католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Базилика Св. Екатерины Александрийской 1782 СПб. (www.wikimedia.org) |
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 1911 Москва (www.wikimedia.org) |
Доминиканки Сикста и Сестры матери Терезы СПб 1993 (www.catherine.spb.ru) |
Принесение монашеских обетов (OFM Conv.) (www.francis.ru)
|
Босые Кармелитки, Новосибирск (www.sib-catholic.ru) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий