СУФИИ

СУФИИ: Суфизм, или Тасаввуф — мистическое и отчасти монашеское движение в исламе, преимущественно внутри суннизма. Имеет собственное богословие (часто пантеистическое) духовного совершенствования, где шариат есть лишь первая ступень. Крупными мыслителями и практиками суфизма были ученый аль-Газали ("Возрождение наук о вере") и поэт аль-Фарид ("Большая касыда"). Особое значение придается отношениям между Учителем (Шейхом) и учеником (мюридом, дервишем). Суфийские монастыри (ханки) служили местом временного или постоянного пребывания братьев. Имеется 12 основных суфийских орденов (тарикатов) с собственными линиями учительской преемственности, восходящих к Пророку. В России суфии играли важную роль в распространении ислама (уже в первой пол. XII в. дагестанец Абу-Бакр Мухаммад ибн Муса ибн ал-Фарадж ад-Дербенди написал книгу "Райхан ал-хакаик ва Бустан ад-дакаик" (Базилик истин и сад тонкостей)), в частности через среднеазиатских проповедников ислам узнали в Сибирском ханстве, но в настоящее время суфийские братства (вирды) имеются в основном в Чечне, Ингушетии и Дагестане (тарикаты кадырия, накшбандийя и шазилийя). Тарикат Кадырия — суфийский орден, основанный персом-ханбалитом  Абдул-Кадиром аль-Джилани (1077-1166), который практиковал громкий зикр и основное внимание уделял не богословию, но морали, всемирный центр в Багдаде (на Кавказе представлен вирдами, основанными устазами чеченцем Кунта-Хаджи Кишиевым (хаджи-мюридия) и ингушем Батал-Хаджи Белхороевым (баталхаджинцы), практикующими круговые радения-джахр, часто в качестве обеденного намаза после пятничной молитвы). Тарикат Накшбандийя — орден, наибольший из всех, его основатель Бахауддин Накшбанд ал-Бухари (1318-1389) отменил громкий зикр и танцы в пользу тихого зикра с дыхательной техникой (на Кавказе вирды, основанные дагестано-чеченским устазом Ташу-Хаджи и чеченским устазом Дени-Шейхом Арсановым). Шазилийский тарикат — суфийский орден, основанный шейхом Абуль-Хасаном аш-Шазали (1196-1258) из Марокко, основной акцент делается на борьбе с нафсом и внутреннем самосовершенствовании, важную роль в котором играет регулярное однодневное уединение и пост, громкий зикр сочетается с тихим (на Кавказе представлен вирдом шейха Сайфуллы-кади Башларова). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Зиярат Сайфуллы-кади, Верхнее казанище Дагестан (www.iknigi.net)

Зиярат Хеди, матери Кунта-Хаджи, Хаджи-Эвла Чечня (www.adminvedeno.ru)
Суфийский зикр (www.onkavkaz.com)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения