Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России"
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov
Дербентская Джума-мечеть 734 г. (www.djumamechet.ru) |
Исламский краткий символ веры Шахада гласит: "нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник Аллаха". Полная Шахада включает 6 столпов веры: 1) Единобожие; 2) Коран; 3) ангелы; 4) пророки и посланники; 5) последний суд; 6) предопределение (кадар). Молитва совершается только на арабском языке, проповедь на мевстных языках.
Основными течениями ислама являются суннизм, шиизм и хариджизм. Такое аскетико-мистическое движение как суфизм практикуется в основном в рамках суннизма, но есть и суфии-шииты. Нетрадиционными, являются ваххабиты, кораниты, ахмадие и др.
Ранее всего на территории России ислам появился уже в VII веке в Дербенте вместе с арабскими войсками и утвердился в возникшем столетием позднее Дербентском эмирате (есть сведения, что первыми приняли ислам лезгины аула Мискинджа в 632 г.). В Волжской Булгарии при хане Алмуше ислам стал государственной религией в 922 г. В дальнейшем ислам был основной религией в Золотой (с 1312 г. при хане Узбеке) и Ногайской Орде, Аварском, Крымском, Казанском, Астраханском и Сибирском ханствах, Дагестанском Шамхальстве и Кавказском имамате. На Руси ислам исповедовался среди национальных диаспор; есть сведения, что перед крещением Руси князь Владимир выслушивал и мусульманских послов для выбора веры. Указом Екатерины II 1788 г. была создана первая официальная организация мусульман России - Оренбургское магометанское духовное собрание в Уфе, а в 1794 - Таврическое магометанское духовное правление (для Крыма и западных губерний) под руководством двух Муфтиев, в 1829 г. для новых закавказских земель учредили Духовное правление мусульман Закавказья в Тифлисе во главе с Шейх-Уль-Исламом и муфтием Закавказским. После революции фактическим преемником Оренбургского собрания стало, образованное в 1917 г. в Казани Минрелигии (Диния назараты) Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, а с 1920 г. - учрежденное вновь в Уфе на I Всероссийском съезде мусульман Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) для Европейской России, Сибири и Казахстана. С 1944 г. было 4 независимых друга от друга центра — Духовные управления мусульман (ДУМ) Европейской части СССР и Сибири, ДУМЕС (Уфа), Северного Кавказа (Буйнакск/Махачкала), Средней Азии и Казахстана (Ташкент) и Закавказья (Баку). После распада СССР произошла децентрализация управления мусульман, возникли независимые муфтияты новых государств и множество региональных управлений в самой России. Попыткой созранить объединение мусульман бывших советских республик было создание в 1991 г. Ассоциации внешних связей мусульманских организаций СНГ (в 1990 - СССР), в 1992 г. в Москве - Координационноного Совета глав региональных духовных управлений мусульман европейской части бывшего СССР и Сибири (переименованный в Высший координационный центр духовных управлений мусульман России (ВКЦДУМР), существовавший в Казани до 1998 г.), а позднее, уже в Баку, более успешного - Координационного центра мусульман стран СНГ. В России, постепенно, многие региональные муфтияты вошли в несколько общероссийских объединений. В настоящее общероссийские, межрегиональные и самостоятельные региональных Духовные управления (муфтияты) обычно подразделяются на общины, кызыяты и мухтасибаты. Мусульмане составляют около 10% жителей России, ими являются большинство татар (казанских, крымских и сибирских), башкир, балкарцев, карачаевцев, адыгейцев, черкесов, кабардинцев, чеченцев, ингушей, аварцев и других народов Дагестана, казахов (компактно проживают в Кош-Агачском р-не Р. Алтай и селах иных регионов), выходцы из мусульманских стран (узбеки, азербайджанцы и др.), а также отдельные представители иных народов. Есть немногочисленные новообращенные русские мусульмане, не представляющие этноконфессиональной группы, но, обычно, вкропленные в иные моно- и многонациональные общины. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Дербентская Джума-мечеть 734 г. (www.wikimedia.org) |
МУСУЛЬМАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИИ:
Комментариев нет:
Отправить комментарий