ИУДАИЗМ /JUDAISM

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

Иудаизм (ивр. Йахадут) - древняя монотеистическая религия еврейского народа (в соответствии с Галахой, иудейским правом, принявшие эту религию иноплеменники становятся евреями). Современный иудаизм восходит ко времени пророка Абрахама (XVIII в. до н.э.) и Моисея (Моше) (XIV в. до н.э.), когда, согласно традиции, Бог вывел еврейский народ из египетского плена и избрал его в качестве светильника человечества. В то время десять заповедей были ниспосланы Моисею на горе Синай, в частности, запрет делать какое-либо изображение Бога. Впоследствии все откровения были записаны, составив Священное Писание Танах (христианский Ветхий Завет) из 24 книг, делящиеся на три раздела: Тора (Закон), Пророки и Писания. Основы веры в них есть преданность одному Богу (древнееврейские имена - Яхве, Элоах, Адонай и др.), среди прочих предписаний, соблюдение субботы, обрезание и запрет употребления свинины. В древности евреи имели Иерусалимский храм и жертвоприношения, который был разрушен римскими войсками, а сами евреи выселены в иные земли. В новый период Раввинистического иудаизма богослужения сконцентрировались в синагогах, обычаи и устные толкования раввинов были записаны в Талмуде. Большинство иудеев ныне проживает в Израиле, США и Канаде.
 Основные течения иудаизма - ортодоксия (традиционные литваки и сефарды-харедим, а также новые движения хасидов сионистов-датим/хардалим и других неоортодоксов), реформизм с близким реконструкционизмом и центристский консерватизм (масорти). Ортодоксию, в первую очередь, представляют литваки, - традиционный ашкеназский иудаизм, оформленный раввином и каббалистом Элияху бен Шломо Залманом (1720-1797), ориентирующимся на раввинистическую ученость и критиковавшим хасидов (службы проводятся по ашкеназскому "польско-литовскому" обряду, т.е. не по германскому либо итальянскому). Хасидизм как иную ортодоксию основал ребе и каббалист Исраэль Баал-Шем-Тов, Бешт (1698-1760), почитаемый в качестве цадика (святого), ориентировавшийся не на книжность, но праведность учителя, хасиды - противники сионизма, ашкеназская литургия включает элементы сефардской; наиболее влиятелен и "рационалистичен" Хабад-Любавич (любавичский хасидизм) в котором свой последний 7-й ребе, выходец из России, Менахем-Мендл Шнеерсон (1902-1994) почитается в качестве Машиах (Мессии). Религиозный сионизм, - разновидность "ортодоксального модернизма" в котором создание Израиля понимается как приготовление прихода Мессии, создан в сер. XIX в. раввином Цви Калишером и разработан раввином Авраамом-Ицхаком Куком (1865-1935); хардаль - близкий традиционной ортодоксии вид сионизмв. Реформистский (прогрессивный) иудаизм основал в нач. 19 в. в Германии раввин Авраам Гейгер (1810-1874), ориентировавшийся на пророков, а не закон, упростивший службы, которые обычно идут на местных языках, отменивший матрилинейный счет родства, кровное понимание иудейства и догмат о богоизбранности евреев, и сочетающий иудаизм с либерализмом.  Реконструкционизм раввина Мордехая Каплана (1881-1983) отделился от американского консерватизма в 1922, сотрудничает с реформизмом, но понимает иудаизм не как религию, но как этническую духовно-политическую цивилизацию с приматом роли общины, но без веры в богоизбранность. Консерватистские, реформистские и реконструкционистские общины выборочно соблюдают Галаху и допускают женский раввинат. Также имеются три иудейских течения, следующие дораввинистическому иудаизму и признающие только Тору (самаритяне) либо весь Танах (караимы и фалаши) без Талмуда. Эзотерической (четвертым уровнем Торы) школой является возникшая среди сефардов каббала. Как частью христианства, так и иудаизма можно считать и мессианских евреев, верящих в Мессию Йешуа (Иисуса).
 На территории России еврейские общины в Боспоре появились еще до н.э. (современные крымчаки), в Дагестане с VI в. (татоязычные горские евреи), существовал тюркский Хазарский каганат с иудейской верой знати (ок. 740 г. принял иудаизм бек Булан, окончательно утвердил религию Обадия), были иудеи и среди знати Алании. В русских княжествах были славяноязычные еврейские общины (кенааним), просуществовавшие в западных землях до XVII в. и ассимилированные идишеязычными евреями-ашкеназами, переселившимися по приглашению польского короля из Западной Европы. В Московской Руси в кон. XV в. возникла отчасти проиудейская новгородско-московская ересь, произошедшая как считалось от еврея Схарии, после расправы над ее сторонниками, уже при Иване Грозном евреям был запрещен даже временный въезд в страну, в XVIII в. Екатерина I и Елизавета своими указами высылали всех евреев из страны (кроме крестившихся). После присоединения польских земель и Крыма со значительным еврейским населением, Екатерина II в 1780 г. не только легализовала их положение, но и приписала всех, впервые в Европе, к купеческому сословию, однако в 1791 г. установила черту оседлости - территорию, разрешенную для проживания в городах (западные губернии, Прибалтика, Кавказская и Астраханская губернии). В 1844 были упразднены органы еврейского самоуправления - кагалы, в то же время властями в Вильно и Житомире были созданы светские училища для раввинов и  учителей, были узаконены титулы даяна Темир-Хан-Шуры - главного раввина горских евреев северного Кавказа и даяна Дербента для южного Дагестана и Азербайджана. При Александре II часть евреев (высшие купцы, лица с высшим образованием, медперсонал, военнослужащие) получили право селиться вне черты оседлости, хотя фактически процесс шел и ранее, например, в Петербурге иудейская община возникла уже в 1802 г. В 1871 построена первая синагога в Москве, а в 1891 и 1893 Хоральные синагоги Москвы и Петербурга. К нач. ХХ в. большинство евреев мира проживало именно в Российской империи. После начала войны, в 1915 г. евреи как ненадежный элемент выселялись из прифронтовой зоны, но это позволило проживать им во всех городах империи, окончательно же ограничение в правах было снято только Временным правительством. В советские годы оставались открытыми лишь некоторые синагоги, например, хоральные и хасидская синагога в Марьиной Роще (правда вплоть до 1943-44 гг. они были без раввинов), с 1957 г. открылась иешива "Кол Я‘аков", практиковалось подпольное обучение на дому. В современной России иудаизм исповедуется, как евреями (ашкеназы, крымчаки, горские, грузинские и бухарские евреи-мизрахим, а также особый субэтнос караимы, в Москве есть небольшое сообщество иностранцев-сефардов), так и отдельными обратившимися, вместе составляющими 0,1 % от всего населения. В России и на постсоветском пространстве, в отличие от дальнего зарубежья, основное разделение иудейства проходит не по основным течениям, но между ортодоксами - литваками и хасидами, не считая нерелигиозного сектора (иные движения незначительны либо не представлены).
 Организация ортодоксального иудаизма "Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России" (КЕРООР) (keroor.com) - централизованное объединение до 100 общин ортодоксального иудаизма "литваков" (до 2016 также и реформистского); КЕРООР учрежден в 1993 с центром в Московской хоральной синагоге как правопреемник основанного еще в 1990 Всесоюзного/Всероссийского совета еврейских религиозных общин (ВСЕРО); во главе организации стоят Съезд, Президиум, Главный раввинат и Главный раввин, Президент, Председатель и Директор, имеет Духовное училище (ешиву);
 Организация ортодоксального иудаизма "Федерация Еврейских Общин России" (ФЕОР) (feor.ru ravvinat.ru) - объединение около 200 общин ортодоксального иудаизма, а именно Хабада (любавичского хасидизма) с центром в Нью-Йорке, вера которого в уже пришедшего Мессию была осуждена Верховным раввинатом Израиля), есть представители карлинских хасидов; зарегистрирована в 1999, центр в Московском еврейском общинном центре в Марьиной Роще, управляется Съездом, Правлением, Президентом, Раввинским советом и Главным раввином, имеет Международный еврейский институт экономики, финансов и права (до 2008 - Университет XXI века); местом паломничества является с. Любавичи Смоленской обл., откуда происходит любавичская династия ребе;
 Федерация Еврейских Общин СНГ (бывшего СССР) / Federation of Jewish Communities of the CIS (FSU) (fjc-fsu.org) - зонтичная организация для любавичских хасидов стран бывшего СССР, исключая Литву и несколько малых республик; учреждена в 1998, но фактически существовала с 1992 как Раввинский альянс, финансируемый из Rohr Family Foundation of NY & Florida; штаб-квартира в Москве и Нью-Йорке, возглавляется Директоратом, в его составе в т.ч. Главный раввин России из ФЕОР;
  Межрегиональная община горских евреев "Геула" (geula-center.ru Facebook) - объединение общин горских евреев-мизрахим с Общинным центром при синагоге на Большой Бронной в Москве, древние общины существуют в Дербенте, Нальчике и др. городах Кавказа, исповедуется любавичский хасидизм, входят в ФЕОР (прежде горские евреи ориентировались на раввинов Ирана и Багдада), сотрудничает с созданным в России Международным фондом горских евреев СТМЭГИ;
 Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) (rahel.ru) - централизованное объединение около 40 общин реформистского иудаизма, берущее начало в 1989, когда была зарегистрирована первая община "Гинейни" в Москве (сейчас в Мемориальной синагоге на Поклонной горе в Москве), ОРОСИР учрежден в 1993, до 2016 входил в структуру КЕРООР с постом вице-президента, открыт институт по подготовке общинных работников "Махон" в Москве;
 Всемирный Союз Прогрессивного Иудаизма (Отделение СНГ и стран Балтии или бывший Советский Союз) (wupj.ru) - региональное отделение реформистского World Union for Progressive Judaism (WUPJ), учрежденного в 1926, штаб-квартира в Иерусалиме, с российскими филиалами в Москве и Петербурге; московская община "Гинейни" присоединилась в 1990, имеет Раввинский колледж (Институт современных еврейских исследований) в Москве, в структуре также Международное сионистское молодежное движение "Нецер Олами";
 Московская община прогрессивного иудаизма "Ле-Дор Ва-Дор" (ledorvador.ru) - местное объединение реформистского иудаизма, зарегистрирована в 2006, имеет Институт Современного Иудаизма;
  Духовное Управление караимов Республики Крым - духовно-административное объединение караимов (прежнее название до 2016 - Духовное управление религиозных организаций караимов Украины); неталмудические иудеи-караимы Азии известны с VIII, а тюркоязычные караимы Крыма с XIII в., российское дореволюционное законодательство не относило их к евреям, этой же позиции придерживались и немецкие оккупационные власти, но Закон о возвращении Израиля относит их к евреям на основании вероисповедания; в 1837 издано Положение о Таврическом и Одесском духовном правлении, узаконившее караимское самоуправление во главе с Гахамом, ныне духовным центром остаются Караимские кенассы в Евпатории, возглавляет объединение Председатель, издаются Известия ДУКРК, прозелитизм не практикуется;
  Международная академия каббалы (МАК), «Бней Барух» («Каббала ле-Ам») (kabbalah.info/rus kab.co.il/ru) - религиозно-просветительская организация, популяризующая как внеконфессиональное иудейскую каббалу как среди евреев, так и всех желающих; основана в 1991 в Израиле к.ф.н. М. Лайтманом, выходцем из Белоруссии/России, одна из частей книги которого "Тайное еврейское учение" признана российским судом экстремистской; центр в Петах Тиква (Израиль), филиалы очного и заочного обучения открыты во многих странах мира (в России в Москве и Петербурге), имеется телеканал;
 Иудеи-субботники (subotnikjews.wordpress.com) - общины русских раввинистических и караимских иудеев, возникшие среди крестьян в XVIII в. Воронежской, Московской и др губерний; преследовались властями и ссылались на Кавказ и в Сибирь, практиковали приглашение на службы еврейских раввинов, до 1937 существовала и в 1962 отстроена вновь синагога в Ильинке и есть новая синагога в Высоком Воронежской области, часть субботников слилась с еврейскими общинами (геры), часть переселилась в Палестину еще в кон. XIX в., быстро ассимилировавшись через смешанные браки (среди их потомков есть видные деятели еврейских парамилитарных и военных формирований самообороны), большинство остальных в советские годы также эмигрировало в Израиль;
 Ноахиды (bneinoach.ru britolam.ru) - параиудейское международное движение "Бней Ноах" ("Сыны Ноя") для распространения этических и др. аспектов иудаизма среди неевреев; идейной основой служит учение об обязанности всех народов как потомков Ноя в соблюдении Ноевых 7 заповедей (запрет идолопоклонства, кражи, необходимость справедливых судов и т.д.) без обращения в иудейство, поэтому ошибочно представление о ноахидизме как течении в иудаизме; первоначально, в 1980-е движение было инициировано, как любавичскими хасидами, так и религиозными сионистами, впоследствии, в 2000-е лидерами стали в основном раввины-сионисты, в т.ч. из движения за возведение Третьего храма, основные объединения, представленные и в России: "Всемирный Совет Бней Ноах" и "Брит Олам" (Мировой Центр Ноахидов)" /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Большая хоральная синагога 1883 СПб. (www.wikimedia.org)

Большая хоральная синагога 1883 СПб. (www.wikimedia.org)

Московская хоральная синагога 1891 (www.newswe.com)

Большая соборная кенасса 1807 Евпатория (www.wikimedia.org)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения