КАТОЛИКИ ВОСТОЧНОГО ОБРЯДА

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

КАТОЛИКИ ВОСТОЧНОГО ОБРЯДА: Автономное течение в католицизме для которого принят отдельный Кодекс канонического права, образовавшееся в результате ряда уний римско-католической церкви с частью православных общин, признающее авторитет Папы Римского при сохранении православного порядка богослужения, общее руководство осуществляется римской Конгрегацией по делам восточных церквей. К настоящему времени образованы униатские церкви параллельно ко всем восточным и ориентальным православным церквям. В истории Руси первым формальным подчинением Папе было в Галицко-Волынском княжестве в 1246 в соответствии с договоренностью между Римом и князем Даниилом Галицким. В 1274 году на Втором Лионском Соборе между Константинопольской Церковью и папским престолом была заключена уния, которая позже была отвергнута Вселенским патриархатом, что никак не затронуло Русскую церковь. Попытка объединения была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1439 г., однако, несмотря на то, что Киевский митрополит Исидор (впоследствии кардинал) подписал документы Собора, уния не состоялась. Все же в 1458 г., при польском короле и великом князе литовском Казимире IV, в Киеве была образована митрополия в составе Константинопольской православной церкви с Митрополитами Киевскими, Галицкими и всея Руси, независимая от Московской митрополии; в 1595 г. высшие иерархи киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом (Рогозой) подписали Артикулы с условиями унии, в т.ч. сохранение не только православной обрядности, но и догматики, однако результатом делегации в Рим стала Апостольская конституция «Magnus Dominus» от 21 января 1596 г., где не говорилось о сохранении догматики, в этом же году уния была подтверждена Брестским собором (противниками выступили лишь 2 епископа). Так возникла Русская униатская церковь в Речи Посполитой. Но после раздела Польши, в 1780 г. Екатерина II издала указ, повелевающий всем униатам перейти или в латинский обряд или в православие; в 1839 г. под руководством Иосифа Семашко состоялся Полоцкий собор, на котором было принято решение о воссоединении униатов с Российской церковью на Холмщине. Но католики восточного обряда в целом сохранялись на западе империи, а в 1905 г. в Петербурге была основана небольшая грекокатолическая община, которую возглавил перешедший из православия в 1896 г. и сосланный священник Алексей Зерчанинов, а также рукоположенный в священники во Львове в 1902 г. чиновник из Тобольска И.А. Дейбнер, ее основу составила нелегальная община Н. Ушаковой, а домовая часовня (каплица) была освящена при общине сестер милосердия В.А. Тимофеевой (с 1911 церковь); в 1908 Папа назначил о. Алексея главой миссии русских католиков восточного обряда, в 1911 русские католики были переведены под юрисдикцию Могилевского архиепископа, в 1912 Правительство официально утвердило Русскую католическую церковь, основной стала Церковь Сошествия Св. Духа, закрытая в годы Первой Мировой войны и вновь открытая после Февральской революции 1917 г.; тогда же состоялся I Собор Русской Католической Церкви, на нем митрополит Андрей (Шептицкий) установил в России Апостольский экзархат католиков византийского обряда в России и его главой назначил блаж. о. Леонида (Федорова) с титулом митрофорного протопресвитера и правами епископа, экзархат был утвержден Временным правительством (второй экзархат в Харбине (Китай) учрежден в 1928); в Москве была создана женская община Третьего доминиканского ордена. После октябрьской революции все 8 священников, монахини и рядовые верующие были арестованы и почти все расстреляны; в 1939-1951 экзархом был  архимандрит ордена студитов блаж. Климентий Шептицкий; Львовский собор 1942 выделил Экзархат Сибири, возглавлямый до 1979 г. иезуитом о. Борисом Новиковым. Для проживающих за рубежом был создан Русский апостолат с центром в церкви Св. Антония при Руссикуме в Риме, там же возник русский женский монастырь. Гонения обрушились и на Украинскую и Русинскую (в Закарпатье) греко-католические церкви, деятельность которых была запрещена после Львовского "народно-церковного" собора 1946 г., на котором без епископов и при давлении властей, было принято решение о присоединении грекокатоликов к православию, хотя нелегально деятельность продолжалась.
 Российская греко-католическая церковь (rkcvo.ru rgcc.narod.ru) - Российская католическая церковь византийского обряда, отечественное объединение католиков восточного обряда, не подчиненное какой-либо зарубежной униатской иерархии; создана в 1917, одобрена Папой в 1921 как Апостольский экзархат России (с 1940 - Экзархат Великой России и Сибири, с 1942 - Экзархаты Европейской России и Сибири), в послевоенные годы практически прекратила существование, и хотя католицизм восточного обряда начал возрождаться в России с перестроечных лет, до 2004 церковь как организация не существовала в документах Рима, помощь в возрождении церкви оказывала  Украинская греко-католическая церковь, в 2004 ординарием для общин католиков византийского обряда на территории России был назначен новосибирский епископ (формально продолжают существовать прежние российский и харбинский экзархаты); общины в основном в Москве и Сибири (Новосибирск, Омск, Новокузнецк), богослужения на церковно-славянском, русском и украинском языках, используется юлианский календарь;
 Украинская греко-католическая церковь (УКГЦ) (ugcc-in-russia.narod.ru ugcc.org.ua) - крупнейшая католическая церковь восточного обряда, восходящая к Киевской митрополии Константинопольской церкви, сформировалась после Брестской унии 1596, ликвидирована при советской власти в 1946, восстановлена в 1990 после встречи в Ватикане президента СССР и Папы, большая часть храмов на Западной Украине, перешедших при упразднении УГКЦ Московскому Патриархату, была возвращена церкви; управляется верховным архиепископом Киево-Галицким; богослужение в основном на украинском и церковнославянском языке, календарь старый юлианский, в России имеется несколько общин в среде потомков репрессированных и высланных в Сибирь украинцев, а также новых трудовых мигрантов (Крым, Прокопьевск, Сургут, Нижневартовск и др.);
 Армянская католическая церковь (armeniacatholic.ru) - католическая церковь восточного обряда, в 1307 VII-ой Сисский Собор, в котором участвовали 43 епископа и князя Киликийской Армении принял унию с Римом и избрал нового Католикоса, но уния не была одобрена церковью Восточной Армении и Иерусалима, следующей стала Флорентийская уния
1439, но и после нее не возникла собственно униатская церковь; в 1715 г. возник католический монашеский орден армянских антонитов, наконец в 1742 Папа утвердил бывшего епископа ААЦ Аврама Ардзивяна католическим Католикосом-Патриархом Киликийской Армении с резиденцией в Бейруте (Ливан), где сохраняется центр и поныне, в 1850 Папа учредил Артвинскую епархию для всех армяно-католиков, проживающих на территории Российской империи, в 1909 создана Апостольская администратура для католиков армянского обряда, в советские годы общины действовали нелегально; с 1991 армяно-католики России и все Восточной Европы управляются Ординариатом Восточной Европы в г. Гюмри (Армения), общины есть в Москве (приход Св. Григора Просветителя, богослужения которого совершаются в латинском кафедральном соборе Непорочного Зачатия), Ростовской области и Краснодарском крае /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Греко-католические Сестры Воплощенного Слова (SSVM) Омск (www.iverussia.org)

УГКЦ Нижневартовск (www.sib-catholic.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения